С самого момента анонса инди-игры No Man’s Sky в 2013 году было совершенно
Британская независимая студия Hello Games до начала работы над No Man’s Sky выпустила всего несколько игр серии Joe Danger о каскадёре, который должен был преодолевать полосы препятствий. Тем удивительнее выглядела столь резкая смена тематики их следующего проекта. Основатель студии Шон Мюррей с детства фанател от фантастических романов, в которых отважные космические путешественники открывали новые планеты и неведомые человеку формы жизни. Именно «открытия неизведанного» легли в основу концепции новой игры, название которой можно перевести, как «Чужое небо». Работа над проектом началась в 2012 году, а команда разработчиков состояла всего из четырёх человек.
Кто знает, что стало бы с No Man’s Sky, не заметь эту игру представители компании Sony. Издатель предложил студии финансовую и рекламную поддержку, после чего разработка вышла на принципиально новый уровень. Шон Мюррей подписал соглашение о том, что в самую первую очередь игра выйдет на игровой консоли PlayStation 4, а уже потом – на других платформах.
Как только игра поступила в продажу, на неё обрушился поток жёсткой критики. Игроки были недовольны, что разработчики не сдержали своих обещаний. Но на самом деле No Man’s Sky стала жертвой вовсе не нарушенных обещаний. Как раз обещания свои разработчики по большей части выполнили, если не брать в расчёт отсутствие в игре обещанной ими многопользовательской составляющей. Просто так получилось, что сами игроки возлагали на игру слишком много надежд, слишком сильно многие ждали её выхода и верили в чудо. А когда чего-то очень ждёшь, то, сам того не замечая, начинаешь плодить в своей голове несбыточные надежды. В итоге очень высок риск того, что какой бы замечательной игра не получилась в итоге, она всё равно не буде отвечать твоим завышенным ожиданиям. Это явление так и называется «конфликт ожиданий», когда нафантазировал себе одно, а в итоге получил совершенно другое и жестоко разочаровался.
В No Man’s Sky игрок оказывается в роли астронавта, чей корабль потерпел крушение на неизведанной планете. Рядом с местом крушения он обнаруживает странную красную сферу, именующую себя Атласом. Загадочное создание предлагает игроку свою помощь в исследовании вселенной, а тот может либо принять, либо отвергнуть это предложение. Чтобы починить двигатели своего космолёта и покинуть чужую планету вам придётся собрать необходимые для этого ресурсы. Встроенный в скафандр сканнер укажет на находящиеся поблизости «точки интереса», в том числе на источники материалов и топлива. Собирать ресурсы можно тремя способами: вручную, например, срывая инопланетные растения, при помощи инструмента «Мультитул», лазерным лучом расщепляя твёрдые минералы, а позже вы также сможете расстреливать из боевого орудия своего корабля астероиды, содержащие в себе немало полезного. После починки корабля вы вольны покинуть планету, сыгравшую для вас роль временного пристанища.
Львиную долю своего времени в этой игре вы будете уделять исследованию новых планет, каждую из которых, кстати, можно назвать в свою честь. Несмотря на то, что в игре нет традиционного мультиплеера, другие игроки будут видеть, что именно вы открыли планету или какой-либо биологический вид. Учитывая, что в No Man’s Sky более 18 квинтиллионов процедурно сгенерированных планет, вероятность того, что вы наткнётесь на чужое открытие, ничтожно мала. Тем не менее она существует. По крайней мере один раз за время, прошедшее с момента релиза игры, такое уже произошло. При этом двое игроков стояли в одном и том же месте одной и той же планеты, но не видели друг друга. В процессе разработки, видимо, что-то пошло не так, поэтому создатели игры отложили свои идеи касательно многопользовательских режимов игры на потом. Об этом свидетельствует тот факт, что на коробках с игрой иконка возрастного рейтинга, включающего в себя наличие мультиплеера, была заклеена стикерами с обновлённым рейтингом.
Путешествие по вселенной не было бы возможным без вашего космического корабля. Его ключевой характеристикой является вместительность грузового отсека, ведь именно там вы будете хранить собранные ресурсы, а также новые технологии, совершенствующие характеристики вашего транспортного средства. Чем больше в корабле свободных слотов – тем лучше. Максимальное число слотов на сегодняшний день равняется 48-ми. Заполучить новый корабль взамен старого можно двумя способами: можно купить новый корабль у торговцев, или же на одной из планет вы можете случайно наткнуться на потерпевший крушение корабль, починить его и присвоить себе. Второй вариант более предпочтителен, так как стоимость новых кораблей невероятно высока и достигает нескольких миллионов кредитов. Накопить такую сумму в самом начале игры вам будет не так просто. К слову о кредитах: их вы можете зарабатывать, продавая на космических станциях и встреченным торговцам различные ресурсы и найденные вами артефакты. Также вам платят деньги за каждый новый открытый биологический вид, так что не забывайте сканировать удивительных инопланетных зверушек и различные растения.
Корабль летает на нескольких скоростях. Обычный двигатель обеспечивает вам не очень быстрое перемещение над поверхностью планеты. Вы можете включить ускоритель, нажав на соответствующую клавишу геймпада. При этом не забывайте, что работающий двигатель расходует топливо, имеющее особенность заканчиваться в самый неподходящий момент. Поэтому желательно иметь с собой запас элементов вроде Плутония или Тамия-9. Поднявшись на орбиту вы получаете доступ к импульсному двигателю. С его помощью вы сможете достаточно быстро перемещаться между планетами в переделах текущей галактики. А вот если вы захотите эту самую галактику покинуть, здесь вам уже придётся построить гипердвигатель и заправить его варп-ячейкам или же воспользоваться помощью чёрных дыр, играющих в No Man’s Sky роль телепортов. Ориентироваться при этом вы можете по трёхмерной карте вселенной, на которой отмечены галактики, куда вы можете отправиться.
Скафандр главного героя, который в игре называется «Экзокостюм», тоже очень важен. Он также наделён слотами для хранения ресурсов и технологий. Если все слоты заполнены, вы можете отправить часть собранных ресурсов в грузовой отсек вашего корабля при помощи технологии телепортации материалов. Каждая дополнительная технология, улучшающая ваш скафандр, занимает отдельный слот. Скафандр, как и двигатель вашего космического корабля, потребляет энергию. С её помощью он защищает вас от вредоносного воздействия некоторых планет, например, от кислотных дождей, радиации, холода или жары. Не забывайте время от времени проверять уровень заряда системы жизнеобеспечения, а не то в самый неподходящий момент вы окажетесь вдалеке от корабля без необходимых ресурсов для её подзарядки. Радует, что хотя бы встроенный в скафандр джетпак не требует топлива и перезаряжается автоматически.
Ваш лучший друг в этой игре – инструмент «Мультитул», о котором я уже упоминал выше. Он сочетает в себе свойства кирки, лопаты и даже оружия для самозащиты. Его вы также можете усовершенствовать, открывая во время своих странствий новые технологии. Добывая ресурсы на открытых вами планетах, не забывайте, что жадность наказуема. Например, если вы решите вычистить какую-нибудь местную пещеру от залежей Плутония, на это могут среагировать так называемые «Стражи» — роботы неизвестного происхождения, которые оберегают хрупкую экосистему каждой планеты и стараются наказать особенно рьяных охотников за ценными ресурсами. Вы можете расстрелять стражей, воспользовавшись встроенным в ваш «Мультитул» бластером, а можете просто спастись от них бегством. Если же удача не улыбнулась вам, и вы всё-таки погибли, готовьтесь к тому, что вам придётся найти место своей гибели, ведь там останутся лежать все собранные вами ресурсы. Если вы умудритесь погибнуть, до того, как успеете вернуть своё имущество, оно будет потеряно для вас навсегда.
Космические бои реализованы довольно странно и крайне неудобно. Как только космические пираты нападают на вас, выясняется, что ваши импульсный и гипердвигатель отказываются работать, пока битва не будет завершена. А попасть из корабельных пушек по врагу – это что-то из области научной фантастики. Целиться невероятно сложно, а ориентироваться в трёхмерном пространстве, когда по тебе ведётся огонь с пяти направлений – ещё сложнее. Конечно, я не большой специалист в космических симуляторах, тем не менее что-то подсказывает мне, что это не самое сильное место игры No Man’s Sky. Вот и получается, что в подобных стычках проще всего погибнуть и воскреснуть на ближайшей космической станции, вместо того, чтобы судорожно целиться в летающие вокруг вас на огромных скоростях крошечные корабли пиратов. Благо игра автоматически сохраняется с завидным постоянством.
Исследуя планеты, вы сможете наткнуться на несколько типов объектов, представляющих для вас особый интерес. В первую очередь, это планетарные станции. Здесь вы сможете найти новые технологии, пообщаться с инопланетянами, а также активировать устройство, отмечающее на вашем сканнере другие «точки интереса», расположенные на этой планете. Немаловажным для вас будет посещение инопланетных обелисков. Вокруг них можно обнаружить камни, с помощью которых главный герой будет постепенно изучать языки трёх основных инопланетных рас. Так, слово за словом, вы научитесь понимать встречающихся вам космических странников. Также обелиски содержат в себе своего рода испытания, когда игроку предлагается сделать важный выбор, по результатам которого обелиск может либо наградить его, либо наказать. В зависимости от ваших действий, репутация главного героя в глазах всех трёх инопланетных рас будет постоянно меняться. А это, в свою очередь, будет влиять на ваши взаимоотношения, в том числе и в плане торговли.
Процесс крафтинга в игре выполнен вполне традиционно для такого рода песочниц. Наводите курсор на пустой слот в инвентаре, включаете меню крафтинга и выбираете объект, который хотите создать. При наличии у вас всех необходимых для этого ресурсов, объект появляется в слоте. Крафтинг является вторым по важности занятием в игре No Man’s Sky, поэтому освоить его рекомендуется в самую первую очередь. Особенно полезно всегда иметь при себе материалы, которые используются в качестве топлива для вашего корабля и энергии для скафандра. Без этого велик риск погибнуть в неблагоприятных условиях чужой планеты. Прежде чем создать что-либо, вам необходимо сначала раздобыть чертёж (рецепт, описание – называйте это как угодно) данного объекта или технологии. Чертежи вы будете получать во время исследования планет, а также при общении с повстречавшимися вам инопланетянами.
Визуально игра выглядит довольно неплохо. Несмотря на то, что большая часть планет более или менее похожи друг на друга, иногда вам будут встречаться по-настоящему красочные миры. Разумеется, ландшафт, флора и фауна генерируются процедурно из заранее нарисованных художниками студии Hello Games элементов и в пределах заданных параметров. Так что вряд ли игра сможет создать нечто совершенно уникальное. То, что не было изначально предусмотрено её создателями. Тем не менее, во время своих странствий вы увидите немало удивительных созданий и необычных растений, полюбуетесь на инопланетные закаты, флуоресцентные пещеры, подводную жизнь, кислотные дожди и ледяные вьюги. В этом плане игра действительно великолепно передаёт атмосферу фантастических книг о путешествиях на другие планеты. Ещё одним несомненным плюсом No Man’s Sky является саундтрек в жанре пост-рок. Его записала британская группа 65daysofstatic. Дополнительную процедурно генерируемую фоновую музыку для игры запрограммировал композитор Пол Вейр.
А вот в чём заключается слабое место игры, так это в разнообразии игрового процесса. Вернее, в отсутствии этого самого разнообразия. Спустя буквально несколько часов игры вы понимаете, что уже успели перепробовать в No Man’s Sky буквально всё, а новые планеты и космические путешествия уже не доставляют вам былого восторга. Игра превращается в утомительный симулятор космического шахтёра, который добывает ресурсы, чтобы отправиться в новую галактику, где ему вновь предстоит добывать ресурсы. И так практически до бесконечности. Сюжет в игре ограничивается небольшими текстовыми вставками и общением со сферическим созданием Атласом, который постепенно ведёт вас к логическому завершению истории. Да только вот концовки игры (а их я обнаружил всего две) настолько неоднозначны, что способны разочаровать даже самых непритязательных игроков. Шутка ли, наиграть в No Man’s Sky около 40 часов, а в конце получить в качестве награды нечто совершенно невнятное.
Процедурная генерация миров – это, конечно, хорошо. Подобные идеи вынашивались программистами уже очень давно и даже были в той или иной мере реализованы в играх вроде Elite. Сгенерировать вселенную – это только полдела. А вот наполнить её по-настоящему увлекательными для игроков занятиями, интересными квестами, да ещё и заселить разумной жизнью – проблема, как мы видим, по сей день весьма актуальная. Во время игры в No Man’s Sky я почему-то сразу вспомнил мобильную игрушку Out There от студии mi-clos, вышедшую в 2014 году. Там одинокий астронавт пытался вернуться на Землю, оказавшись в неизвестном ему уголке вселенной. Ему также приходилось чинить свой корабль, собирать ресурсы, учить инопланетные языки и общаться с пришельцами, перебираясь от одной планеты к другой. Но даже в этой крошечной мобильной игре был куда более разнообразный геймплей, что в очередной раз доказывает: суть хорошей игры заключается вовсе не в количестве доступных вам планет, а в качестве игрового процесса.
Плюсы:
- Процедурно сгенерированная вселенная с 18 квинтиллионами уникальных планет.
- Вы можете открыть по-настоящему красивые планеты. А можете и не открыть.
- Довольно интересно учить языки инопланетных рас и выполнять задания обелисков.
- Великолепная музыка отлично скрашивает космическое одиночество.
- Система крафтинга в игре реализована достаточно удачно.
Минусы:
- В последний момент из игры была вырезана многопользовательская составляющая.
- Невероятное однообразие и монотонность игрового процесса сводит на нет все плюсы.
- Космические битвы, из которых практически невозможно выйти победителем.
- Места в инвентаре постоянно не хватает, что довольно быстро начинает бесить.
- Концовки игры разочаруют даже того, кто от неё вообще ничего не ждал.
- Игра No Man’s Sky не выдержала груза возложенных на неё надежд.
Назвать игру No Man’s Sky плохой у меня язык не повернётся. Разработчики из Hello Games проделали по-настоящему отличную работу над созданием огромного мира, полного солнечных систем, планет, туманностей, астероидов и чёрных дыр. Несмотря на это, No Man’s Sky в данный момент больше напоминает техническую демонстрацию того, чего можно добиться с помощью процедурной генерации, но никак не увлекательную игру, за которой вам захочется провести недельку-другую. Даже самым заядлым поклонникам научной фантастики игра очень быстро наскучит потому, что в ней элементарно нечем себя развлечь, а концовка не стоит приложенных для её достижения усилий. Картину несколько скрашивают проблески сюжета, общение с инопланетянами и обелисками, а также приятный саундтрек, но в масштабах No Man’s Sky это просто капля в море бесконечных полётов от планеты к планете и монотонной добычи ресурсов. Ставлю игре 6 баллов из 10 и очень надеюсь, что разработчики сумеют разнообразить свой проект выпуском патчей и дополнений в будущем.
Комментарии (0)