Было время, когда я очень сильно увлекался японскими ролевыми видеоиграми (
Рассказывая об этой игре, мне никак не обойтись без небольшой предыстории и исторической справки. Всё началось в 2009 году, когда на свет родилось небольшое ответвление серии Final Fantasy под заголовком The 4 Heroes of Light для карманной консоли Nintendo DS. За разработку игры отвечала японская студия Matrix Software, некогда прославившаяся замечательной серией адвенчур Alundra, а также многочисленными ремейками культовых JRPG для различных платформ. Привлекательная игровая механика, удивительно красивый арт, приятная музыка и эпический сюжет сделали своё дело. Final Fantasy: The 4 Heroes of Light быстро стала популярной среди поклонников японских ролевых игр. Её успех положил начало совершенно новой серии, из названия которой в дальнейшем было решено выбросить упоминание Final Fantasy.
Следующая игра серии, вышедшая в 2012 году, получила название Bravely Default. Разработала её студия Silicon Studio, которая помимо создания видеоигр плотно занимается графическими технологиями. К примеру, недавний хит Bloodborne для PlayStation 4 был создан с использованием нескольких передовых разработок данной команды. Bravely Default переняла от своей предшественницы всё самое лучшее, но также внесла много нового в игровую механику, которая практически не менялась в течение нескольких десятилетий. Игра предложила игрокам максимальную гибкость и тонкую настраиваемость игрового процесса под себя, чем немало их порадовала. За основу боевой механики была взята хорошо знакомая многим система профессий из Final Fantasy V, но даже она подверглась значительным доработкам.
Сюжет Bravely Default рассказывал о фантастическом мире Люксендарк, в котором идёт непрекращающийся конфликт между сторонниками религиозного движения Кристальная ортодоксия и милитаристским герцогством Этерния. Четверо главных героев убеждены в том, что гармония и баланс всего мира напрямую зависят от энергии гигантских кристаллов, а солдаты Этернии всеми силами пытаются помешать им пробудить силу этих древних камней. В итоге, конечно, добро восторжествовало, но концовка явно намекала на продолжение истории. Сиквел получил название Bravely Second: End Layer и вышел в Японии в прошлом году. В России игра появится в продаже 26 февраля, и насладиться ею смогут все обладатели карманных консолей Nintendo 3DS и New Nintendo 3DS. Удивительно, но жители США получат игру позже Европы, лишь к середине апреля.
История Bravely Second: End Layer начинается с того, что представители Кристальной ортодоксии и герцогства Этерния пытаются заключить мирный договор, который должен положить конец многолетней вражде. В разгар важной встречи появляется скрытый под маской злодей, представившийся Кайзером Обливионом. Он срывает заключение перемирия, серьёзно ранит главу Этернии и похищает духовного лидера Кристальной ортодоксии – Агнес Оближ, знакомую нам по предыдущей игре. Личный охранник Агнес молодой паренёк по имени Ю Зенеолсия бросается вслед за злодеем и его летающей крепостью Скайхолд. А помогают ему в этом Эдея Ли — наследница главнокомандующего Этернии, отважный воин Тиз Арриор, а также совершенно новый персонаж – таинственная незнакомка Магнолия Арк, прибывшая в Люксендарк прямиком с Луны.
В играх этой серии мне особенно нравится тот факт, что игрок в процессе прохождения максимально раскрывает для себя каждого персонажа и его характер. Происходит это не только во время сюжетных вставок, но и в моменты многочисленных дружеских бесед между героями. При этом вы сами для себя решаете, слушать ли эти диалоги или проигнорировать их. Время от времени на экране возникает иконка Party Chat, нажав на которую вы узнаете о персонажах что-то новое. Также у вас будет возможность разбить лагерь, чтобы восстановить силы перед серьёзной битвой с боссом. Во время подобного отдыха герои рассказывают о себе немало интересного. Главный герой Ю Зенеолсия не совсем стандартен для жанра JRPG. Этот персонаж во многом комичен, крайне труслив, но при этом невероятно предан общему делу. Все свои мысли и впечатления он кропотливо записывает в личный дневник. Вокруг него постоянно крутятся многочисленные поклонницы, правда, как вести себя с ними, главный герой даже не представляет.
Вторым важным моментом, о котором хочется вам рассказать, является невероятно продвинутая во всех отношениях боевая система игры. Её смело можно назвать практически совершенной, так как нет в ней ничего лишнего и отягощающего. Как и прежде, игрок может назначать каждому из главных героев те или иные профессии, от которых зависит тактика ведения боя. Всего в игре 30 разных профессий, большая часть которых перекочевала из Bravely Default, правда, от некоторых разработчики по какой-то причине решили отказаться. Помимо традиционных профессий «маг», «рыцарь», «вор» и других появились и совершенно новые вроде «кошатника», когда персонаж обретает умение общаться с животными и перенимать их боевые навыки, или «кондитер», который прямо на поле боя готовит ядовитые сладости и швыряет их в своих врагов. «Астролог» умеет подчинять себе силу астральной магии, а «мечник» меняет стойки во время боя, усиливая тем самым свои атаки. Всего в игре появилось 12 новых профессий, каждая из которых несёт в себе свои плюсы и минусы. Напомню вам, что изменить профессию персонажа игрок может в любой момент, а изученные навыки одной профессии затем можно использовать, будучи уже в совершенно другом образе. У каждого героя есть пять свободных слотов, в которые можно воткнуть любые уже изученные умения.
Во время прохождения игры вам придётся освоить весьма любопытную боевую систему Bravely Default. Вы можете действовать по старинке, когда каждый персонаж атакует противников по одному разу за ход, можете выбрать пункт меню Default и сэкономить 1 BP (очки, расходуемые на действия) на будущее, либо выбрать пункт Brave и взять у игры от 1 до 3 ВР в кредит, за один раз совершая до четырёх атак по врагу. Правда, после завершения всех этих атак вам придётся восстанавливать силы на протяжении четырёх ходов. Подобная система хороша тем, что она очень эффективна против слабых и средних противников. Вы просто не даёте им возможности походить, превентивно уничтожая всех за один ход. На низких уровнях это бесценный способ прокачки своей команды. К тому же, если вы укладываетесь в один ход, игра предлагает вам поучаствовать в цепочке сражений Victory Streak. В рамках этого испытания вам предстоит без перерывов сражаться с волнами всё более сильных противников, за победу над которыми вы получите повышенное количество опыта и очков профессий. Победив в одной битве, ваш опыт умножается на 1, в двух подряд – на 1,5, в трёх – на 1,8 и так далее. Порой за одну продолжительную битву, при грамотном управлении своей командой, можно прокачать целый уровень.
Есть в игре ещё один необычный способ одержать победу над противником. Способ этот носит название Bravely Second, и он расходует не BP, а особые очки SP. В момент выполнения этой атаки время как бы останавливается, и вы можете воспользоваться паузой либо для восстановления здоровья членов своей команды, либо для нанесения критического урона неприятелям. Очки SP, максимальное число которых равняется трём, восстанавливаются автоматически, по одному очку каждые 8 часов. При этом игра должна быть включена, а время начисляется, даже если ваша консоль в этот момент закрыта и лежит, например, рюкзаке. Если же вам срочно нужны SP, а ждать нет никакого желания, вы можете приобрести специальный SP-элексир за реальные деньги. Как бы ни была мне неприятна система внутриигровых покупок, встроенная в столь замечательную игру, но против реалий современного рынка не попрёшь.
Боевая система была тщательно доработана для максимального комфорта игроков. К примеру, теперь у вас есть возможность сохранять в память консоли различные комбинации профессий и снаряжения членов вашей команды. Переключаться между ними можно при помощи меню «Избранное», поэтому не придётся больше тратить по нескольку минут, вспоминая, какой же меч лучше всего сочетается с профессией «ниндзя» и какая броня зарекомендовала себя в бою против оживших мертвецов. Во время поединков вы можете не только включить «автобитву» и ускорить её ход для экономии времени, но ещё и выбрать одну из четырёх заранее сохранённых вами последовательностей действий для каждого персонажа, что также значительно упрощает жизнь. Да что там говорить, Bravely Second: End Layer, как и её предшественница, относится к тем редким играм, в которых игрок может своими руками настраивать даже частоту случайных битв при путешествии по карте игрового мира и многочисленным подземельям. Хотите просто обыскать загадочную пещеру, не отвлекаясь на постоянные поединки – просто отключите битвы и спокойно исследуйте каждый её уголок. Чувствуете, что вам нужно дополнительно прокачать персонажей – увеличьте частоту битв до максимума и в крайне сжатые сроки повысьте уровень своей команды.
Удобство и комфорт в игре ощущаются буквально на каждом шагу. Например, в самом начале вам предлагают три уровня сложности, что сейчас большая редкость для JRPG. Если любите серьёзные испытания – ставьте максимальную сложность, а если просто хотите насладиться сюжетом и путешествием по волшебному миру Люксендарк – выбирайте «легко», не прогадаете. Меня невероятно порадовало наличие в игре схемы управления игрой с помощью обе руки. Сейчас, поясню, что я имею в виду. Когда ты долго играешь в карманную приставку, правая рука от постоянных нажатий на расположенные справа ключевые кнопки быстро устаёт. Разработчики это прекрасно понимали, поэтому продублировали часть игрового интерфейса в левую часть консоли. Вместо кнопки подтверждения «А» теперь можно использовать левый шифт L или просто нажимать стрелку «вправо» на крестовине D-Pad. Вроде совершенно незначимая мелочь, а мне этого так не хватало в первой игре!
Никуда не исчезли мини-игры, появившиеся ещё в Bravely Default. Как и прежде, вам придётся восстанавливать разрушенное поселение в некоем подобии «весёлой фермы». Речь, правда, на этот раз идёт не о родной деревушке Тиза Арриора, а о лунном городе Магнолии Арк, разрушенном демонами. Чтобы восстановить город, вам понадобится функция StreetPass, которой снабжена консоль Nintendo 3DS. Встречая на улице других людей, у которых есть копия Bravely Second: End Layer (или демоверсия игры), вы будете пополнять популяцию своего города. Чем больше население, тем активнее идёт строительство новых магазинов и заведений на смену разрушенных демонами. Каждая стройка идёт в реальном времени и подразделяется на уровни. Если строительство магазина первого уровня занимает 15-20 минут, то ближе к максимальному десятому уровню вам может понадобиться 25-40 часов. Время сокращается, если вы назначаете на стройплощадку дополнительную рабочую силу. Процесс идёт даже тогда, когда ваша консоль закрытая лежит на столе или в кармане. Чем большую часть инфраструктуры вы восстановили – тем чаще будете получать с Луны поставки ценных предметов, которые вне всяких сомнений пригодятся вам в бою. Нужно также не забывать развивать лунный штурмовой корабль, который позволит вам отражать новые нападения демонов.
Вторая мини-игра представляет собой производство различных плюшевых игрушек, которые затем можно обменивать на некую валюту. Выглядит всё это довольно странно, а ощутимых бонусов, помимо разблокировки мелодий из саундтрека игры, мне обнаружить так и не удалось. Как вы уже поняли, в Bravely Second: End Layer интегрирована ярко выраженная социальная составляющая. Помимо того, что встреченных вами других игроков можно подрядить на строительство лунной базы, вы также можете использовать их персонажей в бою. Также вы можете связать каждого своего персонажа с одним из персонажей ваших друзей при помощи функции Ablink, тем самым одалживая их ценные навыки во время боя. Впрочем, другие игроки также могут воспользоваться вашими навыками в своих целях, так что подобное сотрудничество обоюдовыгодное.
Серьёзным изменениям подверглись игровые квесты. Теперь вы то и дело будете сталкиваться с ситуациями, когда от вас требуется принять очень ответственное решение. Причём здесь нет единственно верного ответа на вопрос, и каждый ваш выбор обязательно принесёт как пользу, так и вред. Вот вам одна из таких ситуаций для примера: вы стоите перед выбором: оставить жителей пустыни без воды и перенаправить её для активации инновационной энергетической системы либо отказаться от прорыва в энергетике, но при этом спасти несколько десятков человеческих жизней. В любом случае вы чего-то лишаетесь, но где-то выигрываете. Ваша логика и расчётливость постоянно будут сражаться с совестью и сопереживанием по отношению к простым людям. За каждое такое решение вы, кстати, будете получать новую профессию, но какая-то другая профессия в момент выбора станет для вас недоступной. Да, как ни печально это признавать, но получить все 30 профессий за одно прохождение игры у вас не выйдет при всём желании. Зато во время повторного прохождения все полученные до этого профессии сохранятся, и вы сможете собрать полную коллекцию.
Визуально игра, как и прежде, выглядит превосходно, даже несмотря на технические ограничения Nintendo 3DS и весьма скромное разрешение экрана (всего 400 х 240 пикселей на каждый глаз). Графический движок использует нарисованные от руки текстуры, что делает игру похожей на иллюстрации из детских книжек. Персонажи смотрятся замечательно, хоть и выдержаны в стиле «чиби». Битвы тщательно проработаны визуально, полны ярких эффектов и анимаций. Каждая новая профессия была создана полностью с нуля, как и все её атаки. А вот где разработчиков можно уличить в лени – так это в использовании локаций из предыдущей игры. С одной стороны, оно и понятно: зачем рисовать новый мир, если события происходят в хорошо знакомом игрокам месте? Но почему-то мне от этого стало немного грустно. Новые локации в игре, разумеется, присутствуют, но их не так много, как хотелось бы. Вы вновь посетите хорошо знакомые вам города, вновь увидите знакомые пейзажи и подземелья, встретите своих старых знакомых и даже заклятых врагов, многие из которых встали на праведный путь. Всё это вызывает в игроке весьма противоречивые эмоции. Вроде бы и здорово, что разработчики играют на твоей ностальгии, но тебе хочется больше нового контента и свежих впечатлений.
Радует, что некоторые недостатки предыдущей игры разработчики из Silicon Studio устранили по просьбам фанатов. В какой-то момент Bravely Default игрока буквально заставляли перепроходить весь игровой мир с нуля несколько раз подряд, отчего даже видавшие виды ветераны жанра JRPG теряли терпение и забрасывали прохождение. Я не знаю, ради чего это было сделано, может быть, разработчики искусственно растягивали время прохождения, но выглядело всё это очень сильно надуманным и высосанным из пальца. В Bravely Second: End Layer этого, к счастью, не повторяется. На прохождение у вас уйдёт от 60-70 часов и выше, а если вы таки решитесь собрать полную коллекцию профессий, смело умножайте это время на два. Сюжет игры и вправду стал гораздо разнообразнее и насыщеннее ввиду полной переработки квестовой части. Вам вновь придётся распутывать загадочные убийства вместе с детективом Шолмсом и его помощником Витсоном, вы окажетесь отрезаны от мира внутри шахты, где каждый будет готов убить за еду, вам даже придётся спасти население целого город от исчезновения. Все эти сюжетные перипетии сильно разнообразят повествование и по-настоящему вовлекают игрока в водоворот событий, сопровождающих главных героев в их странствиях.
Многих игроков очень волновал вопрос локализации игры на английский язык. В игре есть английские субтитры, а также две звуковые дорожки – английская и японская. Сразу следует отметить, что на локализацию Bravely Second: End Layer у японцев ушёл почти год. Честно признаюсь, голоса американских актёров мне впервые приглянулись больше, нежели японских, раньше я за собой такого не замечал. Правда, здесь есть один нюанс. Качество записи японской звуковой дорожки гораздо выше, чем английской. В последней уши режет излишне «шипящий» и глухой звук. Порой мне казалось, что некоторых персонажей озвучивали рептилоиды с планеты Нибиру, настолько их звук «С» шипел и присвистывал. Японский же звук подобных недостатков лишён. Однако в остальном английская локализация выше всяких похвал. В японской версии персонаж Магнолии Арк периодически использует в своей речи английские слова и фразы, чем создатели игры подчёркивают её «лунное» происхождение. В английской же озвучке эти фразы были заменены на французские, чтобы сохранить уникальность характера героя. Даже к таким мелочам локализаторы подошли со всей ответственностью.
Плюсы:
- Bravely Second: End Layer – одна из самых красивых JRPG современности.
- Возможность встретиться с полюбившимися персонажами из игры Bravely Default.
- Разработчики сделали всё, чтобы игрокам было максимально комфортно.
- Эта ролевая игра может похвастать практически идеальной боевой системой.
- Огромное количество разнообразных профессий, включая 12 новых.
- Музыкальное сопровождение, как и раньше, завораживает слушателя.
- Новая система квестов ставит перед игроком непростые моральные вопросы.
- Универсальный интерфейс игры подходит и под левую, и под правую руку.
- Качественная локализация игры отлично передаёт характеры персонажей.
Минусы:
- Слишком много ресурсов было просто перенесено из предыдущей игры.
- Невозможно получить все 30 профессий за одно прохождение.
- Наличие внутриигровых покупок, как и прежде, расстраивает.
- Низкое качество записи англоязычной озвучки.
Несмотря на то, что Bravely Second: End Layer выглядит скорее как серьёзное DLC к Bravely Default, а не как отдельный самостоятельный проект, проводить время в этой ролевой игре всё равно крайне увлекательно. Если вы не знакомы с жанром JRPG – попробуйте начать именно с этой серии (в хронологическом порядке, разумеется). Лично меня, как фаната классических японских ролевых игр, данный проект, как и два его предшественника, крайне порадовали. Можно сколь угодно долго спорить, что лучше: западные RPG или японские, но единственного верного ответа на этот вопрос просто не существует. Каждый жанр по-своему замечателен и дарит игрокам ни с чем не сравнимые эмоции. Ставлю игре 9 баллов из 10.
Комментарии (0)