Все двигатели для второй и третьей ступеней ракет-носителей «Протон-М» (в количестве 71 штуки) были отозваны на Воронежский механический завод (ВМЗ), где будет произведена их переборка. В них обнаружен производственный брак. Со ссылкой на генерального директора НПО «Энергомаш» Игоря Арбузова об этом сообщило агентство РИА «Новости».
«Речь идет практически о всем заделе по второй и третьей ступеням для ракет-носителей «Протон-М»», — прокомментировал Арбузов.
По словам Арбузова, график проведения работ уже разработан и подписан. Выполнение основного объема работ произойдет в 2017 году, а поставки первых двигателей с устраненными дефектами начнутся уже в мае.
«В настоящее время подписан график проведения работ, значительная часть которых будет проведена в 2017 году, но мы понимаем, что какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год. Основная задача при этом — не сорвать график запусков по Федеральной космической программе, стартам в интересах министерства обороны РФ и коммерческим пускам. Что касается двигателей для «Союзов», то требуется обеспечить необходимый задел для соблюдения графика доставки новых экипажей и грузов на Международную космическую станцию», — сказал глава НПО «Энергомаш» в интервью новостному агентству.
Все дефекты двигателей РД-0210/0211 и РД-0213/0214, согласно главе «Энергомаша», связаны с применением не предусмотренного технологией припоя при пайке форсуночных головок. Проявилось это уже после огневых испытаний. Арбузов также отметил, что были выявлены нарушения правил хранения припоя и указал на недостаточность контроля за передвижением материалов на предприятии в процессе производства. Кроме того, была выявлена недостача партии одной из марок припоя.
«Группа товарищей дружно подписала акты списания и не стала вникать, куда девался списанный припой нужной марки», — отметил Арбузов. При этом добавив, что «все это было ясно еще в 2015 году».
По мнению Арбузова, бед можно было избежать уже на тот момент, однако «халатное отношение к делу на заводе» позволило «зайти проблеме очень далеко» и дефектные двигатели так и продолжались выпускаться в течение 2015-2016 годов.
О проблеме стали говорить только в январе этого года, когда «Роскосмос» заявил о том, что собирается отозвать все двигатели второй и третьей ступеней ракет-носителей «Протон-М». На тот момент газета «Коммерсантъ» сообщала, что проблемы выявились в рамках испытаний одного из жидкостных двигателей второй ступени. Оказалось, что при сборке вместо материалов с использованием драгоценных металлов применялись «неликвидные компоненты», которые были менее жаростойкими.
После отзыва «Роскосмос» начал тотальную проверку качества продукции, производимой предприятиями российской космической отрасли. И именно с этим в госкорпорации связывают задержки запусков «Протонов».
Кроме того, подтвердилась информация об отзыве на ВМЗ двигателей 11Д55 (РД-0110). Причиной такого решения стала авария ракеты-носителя «Союз-У», произошедшая 1 декабря 2016 года. Напомним, что в результате этой аварии был потерян грузовой космический аппарат «Прогресс МС-04», собиравшийся на МКС с запасом грузов для экипажа. «Роскосмос» сообщил, что, согласно результатам расследования госкомиссией, наиболее вероятной причиной аварии является разгерметизация бака третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У» вследствие попадания в насос окислителя посторонних частиц при сборке.
Комментарии (0)