Этой ночью SpaceX
Компания, занимающаяся частными космическими полетами, известная нам как SpaceX, выпустила видео, описывающее долгожданную «Систему межпланетного транспорта» (Interplanetary Transport System, ITS). Видео было выпущено менее чем за час до того, как CEO компании Элон Маск рассказал о подробностях ITS на Международной конференции по астронавтике в Гвадалахаре, Мексика.
На видео мы увидели, как новая ракета SpaceX, «чертовски большая ракета» (Big Fucking Rocket, BFR), несет на Марс «чертовски большой космический аппарат» (Big Fucking Spaceship, BFS). Взгляните, если еще не видели:
Новая ракета и новый космический аппарат
Ракета и космолет вкупе будут намного больше Falcon 9, другой ракеты SpaceX, которая в настоящее время занимается доставкой груза на МКС. Элон Маск сообщил, что вместе они будут высотой 122 метра — почти вдвое выше 70-метрового Falcon 9. BFR выдает 28 730 000 фунтов тяги на взлете — это 13 031 тонн. Маск сказал, что двигатель Raptor — ракетный двигатель SpaceX — выдает 500 000 фунтов тяги, а значит в первой ступени BFR будут совместно работать 50-60 двигателей Raptor. (Для сравнения: Falcon 9 генерирует 1,7 миллиона фунтов тяги при взлете, задействуя девять двигателей «Мерлин»).
На видео показано, что после выхода в космос SpaceX планирует оставить космический аппарат на орбите, в то время как BFR вернется на стартовую площадку. SpaceX уже приземлила шесть ракет Falcon 9 — две на твердую почву и четыре на море — и планирует делать то же самое с BFR, хотя процесс на видео выглядит намного более точным и изящным. BFR должна будет вернуться непосредственно на место старта, что позволит SpaceX быстро посадить заправочный бак на верхушку ракеты. Этот бак с топливом отправится в космос, чтобы кормить BFS во время путешествия через Солнечную систему.
Заправочное судно, предположительно, вернется обратно на Землю. Видно, что BFR стартует и садится с пусковой площадки 39A в Космическом центре им. Кеннеди, с которым SpaceX подписала контракт на 20 лет в 2014 году. С этой знаменитой площадки взлетали многие миссии «Аполлон», а также проходили первый и последний запуски космических шаттлов.
BFS оснащен массивом солнечных батарей, которые будут развернуты во время поездки на Марс и будут способны генерировать 200 кВт мощности.
BFS будет лететь к Марсу на скорости более 100 000 километров в час. При входе в атмосферу внешняя часть судна разогреется до полутора тысяч градусов по Цельсию. Затем судно задействует сверхзвуковую ретротягу (задействует двигатели) для медленной посадки на поверхность Марса.
Вот пока и все, что можно извлечь из видео, — оно не богато деталями. Мы до сих пор не знаем, как Маск планирует поддерживать путешественников живыми по дороге на Марс, где они будут жить, сколько все это будет стоить или где он возьмет деньги. Видно также, что анимация превращает Марс в цветущую, зелено-голубую планету. Выходит, терраформирование также входит в планы Маска?
Поездка на Марс будет сравнима с покупкой дома
Однажды в будущем, как полагает Элон Маск, стоимость путешествия на Марс будет сравнима с покупкой дома. Генеральный директор SpaceX заявил, что визит на Марс должен быть равен средней стоимости дома в США, которая составляет порядка 200 000 долларов. Маск говорит, что достижение такой цены за счет использования «традиционных методов» космических путешествий было бы невозможно. С ними эта сумма выходила в 10 миллиардов долларов на человека, а это, сами понимаете, не по карману для большинства из нас.
Также Маск сказал, что если отправлять на Марс сразу по 100-200 пассажиров, стоимость из расчета на одного путешественника значительно снизится. Постепенно она будет падать, и падать, и падать, и падать… Пока не упадет ниже 100 000 долларов, по словам Маска.
Маск говорит о полете на Марс, будто презентует новый iPhone
Несмотря на то, что реальная аудитория презентации — это NASA и правительство США, это не помешало Маску превратить рассказ о грядущем полете на Марс в некое подобие презентации Apple. Взгляните, например, как Элон сравнивает различные варианты ракетного топлива и как Джобс сравнивал различные варианты памяти для первого iPod.
Подумаешь, полет на Марс. Раз плюнуть.
Маск говорит, что единственная причина, по которой он хочет зарабатывать деньги, это колонизация Марса
Амбициозный план Элона Маска по превращению человеческой расы в многопланетный вид будет стоить кучу денег. CEO Tesla и SpaceX придется проделать длинный путь, чтобы наладить устойчивую систему сообщения Земли и Марса.
Чтобы укрепить свою веру в проект, Маск говорит, что единственная причина, по которой он лично собирает деньги — с помощью его различных предприятий в области возобновляемых источников энергии, электромобилей и космического транспорта, — это помощь в воплощении самой главной его затеи.
«Раз уж мы показали, что это возможно, что мечта реальна, я думаю, эта поддержка будет лишь расти с течением времени, — говорит он. — Главная причина, по которой я лично собираю активы, это финансирование всего этого».
Для создания самоподдерживающейся цивилизации на Марсе потребуется от 40 до 100 лет
Элон Маск думает, что человечеству понадобится от 40 до 100 лет, чтобы перейти от приземления судна, полного колонистов, на Марсе к основанию самоподдерживающейся цивилизации. Маск изложил, что флот кораблей, которые способны перевозить минимум 100 человек, отлетающий каждые два года, мог бы в краткие сроки населить марсианские города:
«Если допустить, что минимальный порог для самоподдерживающегося города на Марсе, или цивилизации, это миллион человек, а вы можете летать только через каждые два года, если посадить на корабль 100 человек, потребуется 10 000 полетов. Так что я думаю, что 100 человек за раз — это правильный подход, и мы могли бы впоследствии расшириться и принимать по 200 человек или больше, чтобы сократить расходы на одного человека.
Но 10 000 полетов — это уйма рейсов. Поэтому стоило бы подумать о 1000 кораблей. Понадобится некоторое время, чтобы построить тысячу кораблей, и когда мы достигнем этого порога в миллион человек, с момента отправки первого корабля на Марс, наверное, понадобится в целом 25-50 поездок. Наверное, через 40-100 лет получится создать полностью самоподдерживающуюся цивилизацию на Марсе».
И в этом Маску поможет Interplanetary Transport System. Конечно, планы SpaceX еще совсем сырые, понадобится много десятков лет, чтобы воплотить мечту предпринимателя в реальность. Если все пойдет хорошо.
Марсианскую ракету SpaceX можно будет использовать повторно 1000 раз
Массивная ракета, которая будет выводить на орбиту гигантский космический аппарат с сотней пассажиров и грузом, будет сделана из новейших материалов на основе углеродного волокна. Двигатели ракеты будут работать на метановом топливе (deep cryo-methalox). Ракета также будет самостоятельно производить давление на себя и не потребует проблемной системы давления на основе гелия, которая используется на Falcon 9.
Также SpaceX планирует сделать ракету многоразовой и пригодной практически к мгновенному использованию после приземления. Маск сказал на сцене, что ракета будет способна садиться через 20 минут после взлета и что хочет использовать каждую ракету-носитель до 1000 раз. После того, как ракета взлетит и доставит космический аппарат на парковочную орбиту над Землей, она сядет обратно на мыс Канаверал, чтобы взять топливный бак. Затем она снова отправится в космос, чтобы накормить этим топливом космический аппарат перед полетом на Марс. И снова сядет.
Сделав ракету многоразовой, вместо того чтобы выбрасывать ее после каждого запуска, Маск планирует постепенно сократить стоимость запуска до 140 000 долларов за тонну.
Предложенный Маском аппарат сможет доставить 100 человек на Марс за 80 дней
Хотя это еще не решено окончательно, первый космический аппарат, вероятно, будет называться «Золотое сердце», как и космический аппарат из «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. Его диаметр будет 17 метров.
Путешествие на Марс займет минимум 80 дней и максимум 150, в зависимости от года и технологии. В «более отдаленном будущем», как выразил надежду Маск, время путешествия составит всего 30 дней.
Диаметр ракеты-носителя будет 12 метров, а высота, напомню, 122 метра. Космический аппарат сможет вынести груз до 450 тонн в зависимости от того, сколько потребуется сделать заправок с танкера.
Момент дозаправки на орбите ключевой, поскольку существенно удешевляет поездку, а значит, приближает ее к реальности. Кроме того, было бы неэффективно брать с собой топливо на обратную дорогу. В идеале люди построят завод по производству топлива на Марсе и зальют его в корабль. Очевидно, природные ресурсы для создания топлива на основе метана на Марсе имеются.
Поездка будет проходить так: сначала космический аппарат взлетает с площадки 39A. Затем космический аппарат и первая ступень разделяются. Первый улетает на орбиту, а первая ступень возвращается на Землю через 20 минут. На Земле она садится снова на стартовую площадку, и на ее верхушку усаживается топливный бак. Ракета снова взлетает, уже с топливом. Затем соединяется с космическим аппаратом, заправляя его на орбите. И, наконец, вся эта конструкция улетает на Марс. По дороге людей будут развлекать игры в невесомости, фильмы, игры, ресторан и прочие развлечения в каютах.
Достигнув Марса, аппарат сядет на его поверхность, используя ретротягу. Пассажиры будут использовать его, а также груз и оборудование, которое будет доставлено на Марс заранее, чтобы основать долговременную колонию. Через 20-50 поездок на Марсе будет уже миллион человек.
Пока неизвестно, где будут жить и чем будут питаться люди, как будут сохранять здоровье в условиях микрогравитации и как они решили проблему с вредоносным космическим излучением. Маска это, похоже, не беспокоит — он говорит, что это не серьезная проблема. Риск заполучить рак будет слегка повышен, и наверняка инженеры придумают защиту от излучения к моменту отправки первого корабля.
Люди смогут вернуться: это не будет поездка в один конец. Кроме того, нужно же будет как-то возвращать ракеты. Маск отметил, что среди первых путешественников не будет детей, а астронавты должны будут «готовы умереть».
Впрочем, у них ведь будут игры в невесомости, так что не страшно.
Продолжение следует.
Комментарии (0)