Одни — мудрые спутники, способные общаться более чем на шести миллионах языках. Другие — пытаются сломить, поработать или уничтожить человечество, считая себя лучшими, более рациональными хозяевами Земли. Пилот или уборщик, солдат или раб, герой или злодей — роботы играли все мыслимые и немыслимые роли в фантастической литературе последних ста лет.
В 21 веке настоящие роботы, вдохновленные своими вымышленными коллегами, начинают брать на себя ведущие роли в повседневной жизни.
Несколько компаний, среди которых Google, испытывают самоуправляемые автомобили (к сожалению, пока ничего не говорит о том, что они смогут путешествовать в будущее или прошлое). Японцы с энтузиазмом вершат революцию в области робототехники, внедряя роботов повсюду — и в приемную офиса, и в охранное бюро, и даже на роль учителя в школе.
И хотя военные разных стран не любят хвастаться своими нечестивыми армиями роботов, они уже их активно используют, например,
«Я думаю, робототехника находится под сильным влиянием научной фантастики. Большинство робототехников, которых я знаю, работают в этой сфере из-за фантастики», говорит Илла Нурбахш, профессор робототехники в Университета Карнеги-Меллона. «Поэтому это очень важная часть того, о чем многие из нас мечтали».
Одна из несбыточных надежд многих робототехников — это ИИ, искусственный интеллект, для роботов. Но и эта мечта быстро становится реальностью: робототехнические лаборатории по всему миру разрабатывают программное обеспечения с нотками человеческого интеллекта. Hanson Robotics из Гонконга, например, создает весьма приближенные к человеческому ИИ версии машинного интеллекта, а также запатентовала нанотехнологичную кожу, которая близко напоминает человеческую своими качествами и гибкостью. Самый известный робот компании, «София», уже поразил широкую общественность своей зловещей внешностью и интеллектом.
В принципе, нет ничего страшного в том, что «София» привлекательно выглядит и действует сногсшибательно — как какие-нибудь андроиды из «Бегущего по лезвию» или «Из машины».
«Научная фантастика определенно влияет на ученых, которые строят будущее, но также определяет ожидания среди широкой общественности касательно того, как должно выглядеть будущее», пишет Дэниел Уилсон из New York Times. Он также имеет докторскую степень по робототехнике в Университете Карнеги-Меллона, а также степень магистра в области искусственного интеллекта и робототехники.
«В какой-то степени любой, кто создает потребительский продукт следующего поколения, должен соответствовать этим ожиданиям; в противном случае люди будут недовольны. Поэтому я думаю, что научная фантастика оказывает большой эффект на внешний вид роботов, которые физически взаимодействуют с людьми (то есть самоуправляемый транспорт, мобильные роботы, пользовательские интерфейсы ИИ)».
Понятие роботов — анимированного объекта, который движется самостоятельно — уходит корнями еще в древнегреческую литературу. В «Илиаде» Гомера, например, полубог Гефест делает трехногих существ, способных навещать богов. Слово «робот», конечно, намного моложе; оно вошло в употребление 95 лет назад вместе с премьерой научно-фантастической пьесы чешского писателя Карела Чапека.
Менее чем за сто лет мифология роботов стала такой же богатой, как и рассказанная Гомером. Повествователи вроде Айзека Азимова и Филипа Дика утвердили основные принципы и положения о роботах и андроидах (последний термин предпочитал Дик). Фильмы и сериалы, «Звездные войны» и «Звездный крейсер Галактика», познакомили нас с дроидами — торговой маркой, которая принадлежит Lucasfilm с 1977 года — и армиями роботов-убийц.
А вот эта идея — что роботы готовятся уничтожить человечество — безумно популярна в научной фантастике. Согласно теории Уилсона, на роботов легко проецировать наши общие страхи перед технологиями.
«Люди полагаются на инструменты, чтобы выживать, но эти инструменты в один прекрасный день могут нас убить», говорит он. «Мы боимся себя и того, что можно сделать при помощи наших больших мозгов. Что может быть лучшим воплощением этого первобытного страха, чем красноглазый металлический робот с гудящими пилами вместо рук?».
«Когда я писал свою книгу «Как пережить восстание роботов», будучи аспирантом в Институте робототехники Карнеги-Меллона, в тот момент я понял, что реальные технологии робототехники уже опередили популярную культуру. В фильмах и сериалах было полно человекоподобных охотников-убийц, но в УКМ мы строим удивительное разнообразие интеллектуальных машин. Моим долгом было проинформировать общественность, как пережить атаку не только терминаторов — гигантских ходоков, роя, автономных транспортных средств, которые дали сбой».
Нурбахш говорит, что очевидное отношение «от любви до ненависти» с роботами объясняется тем, что они угрожают нашему чувству идентичности человека. «Что это будет значить для человека — когда то, что уникально для нас, смогут делать и роботы?».
Отношение к роботам отличается от страны к стране, в зависимости от культурных ценностей, считает Нурбахш.
«В Азии культурный контекст создает сострадательных роботов — например, Atom Boy или Astro Boy; в США же люди больше задумываются о постапокалиптическом видении роботов-разрушителей а-ля Терминатор», говорит он. «Это все отражает нашу человечность; вопрос в том, какие аспекты этой человечности мы наиболее убедительным образом проецируем на роботов?».
«Я считаю, что основной аспект робототехники в том, которая в настоящее время вынашивает мечты научной фантастики, заключается во взаимодействии роботов и людей. В изучении того, как мы разрабатываем роботов и учим их вести себя с людьми, по мере того как они проникают во все наши социальные уголки», добавляет Нурбахш.
Даже самая интенсивная и реалистичная научная фантастика не подразумевает появления армий роботов-убийц, отмечает Уилсон, на нашем горизонте в ближайшем будущем.
«Думаю, романы и рассказы лучше отражают передовые исследования в области робототехники, чем фильмы, поскольку не зависят от красивых визуальных эффектов в такой степени», объясняет он. «Разумеется, вы видите множество человекоподобных роботов в фильмах — и они убедительны. Но некоторые из моих любимых тем научной фантастики посвящены вещам, которые не так хорошо передаются визуально, например, загрузка сознания».
Комментарии (1)