Вороны, галки и другие представители семейства врановых, возможно, вскоре заставят нас по-другому воспринимать выражение «птичьи мозги». В задачках на сообразительность они демонстрируют не меньшие успехи, чем шимпанзе. О таких выводах сообщает работа, опубликованная недавно в журнале Лондонского королевского общества.
Ученым давно известно, что размер мозга сам по себе не является показателем интеллекта. Новая работа, проведенная международной группой исследователей, подтвердила, что интеллект в значительной степени определяется структурой мозга и количеством содержащихся в нем нейронов.
В ходе исследования птицы проходи тест «цилиндр», который раньше использовался для выяснения интеллектуальных способностей различных видов приматов. В эксперименте принимали участие пять воронов, десять галок и десять новокаледонских ворон. Ученые помещали пищевую приманку внутрь прозрачной трубки и наблюдали за действиями птицы: догадается ли она добраться до пищи с торца трубки или будет бесплодно бить клювом в ее стенку.
Сначала птиц обучали добывать пищу, помещая приманку внутрь непрозрачной трубки. После этого опыт был повторен с прозрачным цилиндром. С задачкой справились все без исключения вороны, 97% ворон и 92% галок.
«Наше исследование доказало, что врановые в эксперименте с цилиндром проявляют не меньшие интеллектуальные способности, чем человекообразные обезьяны», — заявил в интервью «Хаффингтон Пост» участник исследования Кэн Кабедайа (Can Kabadayi).
Ученые пришли к выводу, что врановые и крупные приматы имеют схожие фундаментальные когнитивные механизмы.
Об интеллекте врановых известно уже давно. Проявления их умственных способностей разнообразны: от сложного социального поведения до распознавания лиц. Кроме того, у этих птиц отличная память. Известны случаи, когда вороны прятали пищу в 200 разных местах и помнили каждое из них.
Несмотря на интересные результаты работы, сторонние эксперты предостерегают от слишком буквального их толкования.
«Думаю, это исследование продвигает нас в понимании когнитивных процессов у птиц. Однако по результатам этой работы я бы не стал делать далеко идущих выводов. Наиболее важным представляется то, что врановые способны решать задачи не хуже приматов, не обладая при этом руками и большим мозгом», — заявил доктор Кевин Макгоуэн из Корнелльской орнитологической лаборатории.
Соглашаясь с ним, Кабедайа отмечает, что необходимы дополнительные исследования, которые прояснят связь между когнитивными способностями и структурой птичьего мозга.
Комментарии (0)