По мере того как городские районы становятся все более заполненными, строительство новой суши и даже плавающих домов становится все более экономически целесообразным. Насколько это проблемно? Города по всему миру все дальше врезаются в море. Разрабатываются планы по строительству огромных островов и гигантских сооружений в прибрежных районах за счет насыпания миллионов тонн материала.
Какие последствия для жизни океана и экосистем несет наше строительство в океане? Этот вопрос будет обсуждаться на саммите BBC World-Changing Ideas в ноябре.
Как построить на море?
Города ползли все дальше в океаны с тех самых пор, когда мы построили первые гавани. Мелиорация и сегодня представляет собой большой бизнес; многие страны «забирают обратно» сушу у моря и расширяют свои береговые линии и территорию.
Почти каждая прибрежная провинция в Китае имеет проекты в стадии реализации по строительству на береговой линии либо путем сброса почвы с материка, либо путем блокирования устья рек, чтобы накапливался ил.
Островное государство Сингапур прибавило 22% в размере за последние 50 лет за счет строительства в окружающих водах с использованием песка, земли и камня, добытого и приобретенного у других. Их амбиции в разрастании таковы, что Сингапур является крупнейшим в мире импортером песка.
И все же в этом плане Дубай сложно переплюнуть. Его визуально впечатляющий и полностью искусственный архипелаг Пальма Джумейра, нынче родина неприлично богатых, построен примерно на 110 миллионов кубических метров вынутого песка.
И будучи одной из самых густонаселенных стран на Земле, низменные Нидерланды давно уже вынуждены бороться с болотами и топями, чтобы приютить свое постоянно растущее население.
Очевидно, не без минусов?
Для океанических экосистем — уж точно. Эмма Джонстон из Университета Южного Уэльса утверждает, что нам нужно больше думать о влиянии «морского расползания городов». Даже относительно небольшие прибрежные сооружения могут изменять моря. Вместе с коллегами Джонстон считает, что у некоторых лиманов в Австралии, Соединенных Штатах и Европе больше 50% от их естественной береговой линии было модифицировано искусственными сооружениями.
«Реальность такова, что рост городов уже не является проблемой только суши», пишет она в статье на The Conversation. «Развитие и распространение в океанах, создание переплетений зданий над поверхностью воды». Это приводит к хаосу для морских организмов и их сред обитания, уничтожает коралловые рифы, которые питают рыбу и защищают береговую линию от сурового воздействия волн; разрушает многие драгоценные прибрежные экосистемы — солончаки и мангровые леса.
Строительство на донных осадках также несет риски для жителей, поскольку эти слои не так стабильны, как твердая почва на суше. Поступают сообщения, что архипелаг Пальма Джумейра в Дубае на самом деле тонет. Мелиорированные земли также представляют угрозу в сейсмически активных районах. Продолжительная тряска может запустить процесс сжижения, при котором некогда твердые осадки мелиорированных зон будут размягчаться. Именно это привело к существенным разрушениям Сан-Франциско во время землетрясения 1906 года.
И есть еще политика…
Учитывая то, что осушение размывает грань между сушей и морем, споры по поводу суверенитета не прекращаются. Особенно спорными были попытки Китая построить коралловые атоллы, используя песок, и осушить более 13 квадратных километров земли на юго-востоке Южно-Китайского моря, не в последнюю очередь потому, что множество этих новых островов теперь занимают военные объекты. Хотя Китай заявляет о суверенитете этих островов, многие страны — включая США и Австралию — не признают его. В июле этого года Международный арбитражный суд в Гааге также постановил, что Китай не имел исторических претензий к этому региону, но бряцание оружием продолжается и никакого соглашения пока на горизонте не видно.
Почему бы нам не строить плавающие здания?
Это не невозможно. Плавучие поселения уже давно существуют. В Камбодже жители пресноводного озера Тонлесап живут в плавучих домах. Точно так же в озере Титикака в Перу люди Урос живут на плавучих островах, построенных из пучков камыша. Архитекторы всего мира создают современные плавучие дома, особенно в странах типа Нидерландов, которые уязвимы к потопам.
Высокотехнологичные плавающие города или более крупные среды обитания не особо пока проникли в нашу реальность, но это не останавливает различные организации и институты от творчества, в рамках которого они воплощают свое представление футуристических плавучих городов. Они хотят создать не только стабильное общество, но и подготовить «теплицу» для «начинающих городов», чтобы они могли развиваться на воде.
Или под водой?
С этом еще сложнее. Попытки построить подводные дома на сегодняшний день в основном ограничиваются научными лабораториями. Одна из самых первых подводных сред обитания была создана в 1962 году Жаком-Ивом Кусто и его командой. Conshelf I находился на глубине 10 метров ниже поверхности прибрежных вод Марселя, и в течение одной недели в нем жили два «океанавта», наслаждающиеся всеми современными удобствами, включая телевидение и библиотеку. За этим последовало небольшое поселение на дне Красного моря, в котором жили уже месяц, а потом и Conshelf III, погребенный под сотней метров воды близ Ниццы во Франции в 1965 году. В нем уже шестеро океанавтов жили три недели. Примерно в то же время NASA и ВМС США тестировали собственные подводные лаборатории — Tektite I и II и Sealab. Международный университет Флориды до сих пор работает с лабораторией Aquarius в девяти километрах от Ки-Ларго. В ней умещаются шесть ученых, кухня и лаборатория.
И все же в ближайшее время вполне могут появиться более роскошные подводные домики. Разрабатываются планы для подводных отелей в Австралии, Дубае, США и в южной части Тихого океана. Water Discus Hotel у побережья Дубая будет состоять из подводного и надводного диска, соединенных вертикальным валом, которые позволит избежать проблем декомпрессии.
Но как все это повлияет на океаны и подводные экосистемы — еще предстоит выяснить.
Комментарии (0)