В интересное время мы с вами живём, дамы и господа. Если хорошенько задуматься, технологии, которые каких-то лет двадцать назад казались нам чем-то из области научной фантастики, сегодня свободно продаются в любом магазине электроники. Мощные и компактные смартфоны, умная бытовая техника, голосовые ассистенты на основе искусственного интеллекта, виртуальная реальность, полностью погружающая тебя в видеоигру, – разве это не прекрасно? Сегодня я бы хотел рассказать вам об одной из таких технологий. О сенсоре Eye Tracker 4C производства компании Tobii, который в корне меняет способ взаимодействия человека с компьютером и видеоиграми.
Основанная в 2001 году шведская компания Tobii на сегодняшний день является одним из лидеров в области разработки устройств для отслеживания взгляда. Из более чем 700 сотрудников компании, работающих в девяти странах мира, более трети трудятся в R&D-подразделениях, то есть задействованы в совершенствовании существующих технологий и создании совершенно новых. Первый сенсор для отслеживания взгляда Tobii ET17 компания выпустила на рынок в 2002 году, а уже спустя три года в продажу поступил компьютер MyTobii P10, которым можно было от начала и до конца управлять исключительно глазами. В 2010 на свет появились очки с отслеживанием взгляда Tobii Glasses, а в 2014 – первое устройство, предназначенное для геймеров, под названием
Tobii Eye Tracker 4C является вполне закономерной эволюцией сенсора Tobii EyeX. Аббревиатура 4C в названии устройства отсылается к английскому слову «foresee», которое переводится на русский как «предвидеть», или «смотреть в будущее». В отличие от предыдущей модели, новый трекер содержит в себе разработанную специально для него интегральную схему специального назначения (ASIC) Tobii EyeChip, заточенную исключительно под отслеживание взгляда. Наличие такого чипа позволяет разгрузить железо компьютера, к которому подключен сенсор, и сократить объёмы передаваемой информации, тем самым значительно ускорив работу устройства. Кроме всего прочего, новое поколение сенсора теперь отслеживает не только ваши глаза, но и положение головы в пространстве: её повороты, наклоны и так далее.
Приступим к обзору устройства. Знакомство с Tobii Eye Tracker 4C начинается с его необычной продолговатой упаковки. Она состоит из коробки и внешнего картонного «рукава». Оформление достаточно минималистично. Нет никаких лишних графических элементов и текстов, кроме названия устройства и стильного узора на чёрном фоне.
Давненько я не видел столь эффективного использования внутреннего пространства упаковочной коробки. Сенсор надёжно защищён от внешних воздействий прочной подложкой из вспененного полиуретана. 80-сантиметровый кабель аккуратно свёрнут и спрятан в специальную прорезь.
Сам сенсор столь же аккуратный и минималистичный, как его упаковка. Меня опечалил лишь тот факт, что кабель торчал из трекера справа и был очень коротким, тогда как компьютер мой расположен слева от двух мониторов. Как оказалось, я зря переживал, ведь в коробке, помимо самого сенсора, оказался спрятан приятный бонус.
Внутри я обнаружил дополнительный метровый USB-удлинитель. Уж с ним-то прокинуть провод от трекера к компьютеру не составило для меня труда.
На задней поверхности устройства можно обнаружить его серийный номер (можете считать меня суеверным, но я всегда стараюсь «замазывать» подобную информацию на фото в своих обзорах). Здесь же спрятаны два мощных магнита для крепления устройства к монитору. Более подробно об этом я расскажу вам далее.
Сверху на сенсор нанесены две белые линии. Они очень важны в процессе настройки, который мы также обсудим чуть ниже.
На самом дне коробки я нашёл документы с информацией о безопасности и официальной гарантии, а также краткую инструкцию по установке устройства.
Обратите внимание на эти две металлические планки. Они предназначены для крепления сенсора к вашему монитору. С обратной стороны на них наклеен двусторонний скотч. Отклеиваем бумажку от клейкого слоя и прикладываем крепление к нижней части монитора. После этого на него можно вешать сенсор. Держаться на планке он будет при помощи упомянутых выше магнитов. Что делать с металлическим креплением, если вы вдруг сменили монитор – производитель не уточняет. Вероятнее всего, придётся отодрать его от пластика и придумать, как же обновить уже порядком высохший клеевой слой. Мне в голову приходит лишь одна идея: использовать ещё больше двустороннего скотча. Хотя даже звучит эта идея не очень весело. Металлические крепления удобны и просты в использовании, но вот со скотчем производитель как-то переборщил.
Закреплённый на мониторе сенсор выглядит примерно вот так. Чем-то он мне напомнил сенсор Kinect, разработанный инженерами Microsoft. Только размеры его в несколько раз меньше решения корпорации из Редмонда. В этот момент я подумал, что обладателям «безрамочных» мониторов придётся несладко, ведь приклеить на них металлический держатель будет не так-то просто. Впрочем, инженерная смекалка наверняка позволит выпутаться из подобной ситуации.
Обратите внимание, что инфракрасные излучатели и сенсоры по краям и в середине устройства хорошо видны. Нет, их свечение больше не режет глаза, как в предыдущей модели (Tobii EyeX), однако время от времени вы так или иначе будет обращать на них внимание. На моих фотографиях свечение получилось фиолетовым, но в реальности оно красное. Сенсор сканирует ваше лицо с частотой 90 раз в секунду, поэтому человеческие глаза не замечают мерцания.
После подключения сенсора к компьютеру первым делом нужно загрузить с официального сайта необходимое программное обеспечение и драйвер. Установив приложение и впервые запустив его, стоит обновить прошивку трекера до актуальной версии.
Дополнительно я бы порекомендовал загрузить с сайта Tobii приложение Game Hub, позволяющее связать сенсор с вашей игровой библиотекой Steam и настроить его под каждую отдельно взятую игру. Ещё можно загрузить приложение Streaming Gaze Overlay, которое жизненно необходимо, если вы вдруг хотите стримить свои игры и демонстрировать зрителям, куда в данный момент устремлён ваш взгляд. На экране при этом будет появляться полупрозрачная окружность именно в том месте, куда вы смотрите. Мне эта штуковина оказалась без надобности, поэтому я установил лишь первое приложение и принялся настраивать устройство.
Так как у меня на столе стоят два монитора, инсталлятор вежливо поинтересовался: какой из них я хотел бы использовать в связке с Tobii Eye Tracker 4C? Я выбрал правый, так как именно он выступает в качестве основного рабочего дисплея. Второй же монитор я использую для размещения на его экране различных мессенджеров, текстовых заметок и прочей вспомогательной информации.
Пришла пора настроить непосредственно само устройство. Помните, некоторое время назад я отметил, что на верхнюю поверхность сенсора нанесены две белые линии? Эти рисочки нужны для того, чтобы система точно знала, как именно вы приклеили сенсор к монитору. Просто перетащите две линии на экране по горизонтали и совместите их с отметками на вашем трекере. Всё просто как дважды два.
После этого началась непродолжительная калибровка. Её скриншоты я сделать не успел, но своими словами описать процесс вполне смогу. Сначала на чёрном экране появляются два белых круга – это ваши глаза. Система просит вас покачать головой, чтобы оценить, насколько сильно вы можете отклониться от вертикального положения и при этом не выпасть из поля зрения камеры. Затем в разных местах экрана вам показывают синие точки, а вы взрываете их своим взглядом. Так система изучает ваши глаза и их особенности, понимая, каким образом вы смотрите на экран монитора. Очки я не ношу, но надо полагать, что у тех, кто очками пользуется, никаких проблем тоже возникнуть не должно. По итогам калибровки программа создаёт ваш профиль и просит дать ему название.
А вот тут началось всё самое интересное. Вы переноситесь в кабину космического корабля и начинаете расстреливать летящие на вас астероиды. При этом для прицеливания вы используете лишь свой взгляд, а кнопкой «Пробел» стреляете из пушки. С непривычки я пришёл от всего этого в полный восторг. Tobii Eye Tracker 4C отлично понимал, куда именно я смотрю, и практически никогда не ошибался. Погрешность была крайне небольшой, буквально 3-5 миллиметров, что в масштабе 24-дюймового экрана – сущий пустяк.
После того как я вдоволь настрелялся из космической пушки, программа настройки предложила мне краткий экскурс по возможностям устройства. Например, с помощью Tobii Eye Tracker 4C можно разблокировать учётную запись Windows 10. Сенсор узнаёт лицо своего хозяина, поэтому никакие пароли или ПИН-коды вводить не нужно. Настраивается всё это буквально в два-три клика, а называется технология Windows Hello.
Также производитель утверждает, что изображение на экране может меняться в зависимости от того, в какую его область вы смотрите. В качестве примера вам предлагают взглянуть на солнце в верхней области экрана. Как только вы смотрите на него, изображение становится невероятно ярким, словно Солнце вас слепит. Очень крутой эффект, придающий реализма происходящему. И это без всяких там VR-шлемов, хочу заметить!
Одним из самых распространённых применений Tobii Eye Tracker 4C в видеоиграх стала возможность поворота камеры в ту сторону, куда смотрит игрок. Ваш взгляд приближается к краю экрана, и игровая камера просто немного смещается вслед за ним. Вроде как мелочь, но мелочь эта отлично дополняет игровой процесс и делает ваше погружение в видеоигру более качественным.
Интерактивный тур поясняет, что при помощи сенсора можно также управлять мультимедийными функциями вашей операционной системы.
А не так давно в одной из новостей на нашем сайте
Даже сейчас, пока соответствующее обновление Windows 10 ещё не вышло, вы можете извлечь из сенсора определённую пользу при управлении своей операционной системой. С помощью Tobii Eye Tracker 4C вы можете быстро переключаться между несколькими открытыми окнами. Просто нажмите ALT+TAB и выберите глазами нужное вам приложение. Можно настроить энергосбережение компьютера, чтобы он затемнял экран, как только вы отлучились от монитора. А курсор мыши можно мгновенно телепортировать в любую точку экрана, куда бы вы ни посмотрели (эту функцию можно назначить на одну из дополнительных клавиш мыши при желании). Вас раздражают нотификации Windows 10? Нет проблем. Просто посмотрите на выскочившее окошко, и оно тут же исчезнет с экрана.
Теперь пришло время поговорить о том, как устройство используется в качестве игрового контроллера. Вернее, в качестве дополнения к традиционным способам управления, ведь полностью оно их заменять не планирует. Приложение Game Hub после первого запуска обнаружит в вашей библиотеке Steam совместимые с Tobii Eye Tracker 4C видеоигры и предложит настроить чувствительность трекера для каждой из них. Здесь вы сможете отрегулировать отзывчивость трекера в процессе слежения за вашими зрачками, поворотом головы, а также, например, назначить прицеливание так, чтобы можно было вместо кнопок или геймпада пользоваться одним лишь взглядом.
Сегодняшняя библиотека игр, поддерживающих сенсоры Tobii, включает в себя For Honor, Watch Dogs 2, Soma, Deus Ex: Mankind Divided, Elite: Dangerous, Rise of the Tomb Raider, Arma 3, Assassin’s Creed Syndicate, The Forest, Master of Orion, Farming Simulator, Agents of Mayhem и десятки других популярных проектов. Список этот продолжает активно расширяться, а народные умельцы вовсю выпускают моды для пока ещё неподдерживаемых игр, так что поиграть вам определённо будет во что. Первым делом, разумеется, я рванул тестировать сенсор на играх-хоррорах. Это моя маленькая слабость. Поэтому первыми подопытными стали Layers of Fear, Among the Sleep и SOMA.
Первой я уселся тестировать Among the Sleep – мрачную и полную скрытых смыслов историю о двухгодовалой девочке, которая осталась одна в огромном доме, захваченном жуткими демонами. Она пытается найти свою пропавшую мать, а помогает ей в этом говорящий плюшевый мишка Тедди, подаренный отцом на день рождения. Сенсор Tobii Eye Tracker 4C позволяет игровой камере следовать за вашим взглядом и поворотом головы, визуально расширяя поле зрения без необходимости в некоторые моменты вращать камеру при помощи мыши или геймпада. Да, погружение в игру немного улучшилось, но для себя я отметил, что со временем ты просто забываешь о сенсоре и перестаёшь обращать внимание на это небольшое улучшение.
Вторым по счёту стал польский ужастик Layers of Fear про медленно сходящего с ума художника, который пытается завершить полотно, ставшее для него проектом всей жизни. В своей одержимости он то и дело проваливается в кошмарные видения, выбираться из которых приходится игроку. Постепенно на поверхность всплывают похороненные в памяти события, от которых главному герою становится ещё хуже. Призраки прошлого всё глубже затягивают его в водоворот безумия. Взаимодействие с сенсором Tobii Eye Tracker 4C в игре осуществляется примерно так же, как и в Among the Sleep. Да, усиление погружения есть, но подобной интерактивности порой кажется маловато.
В атмосферном научно-фантастическом хорроре SOMA поддержка сенсора Tobii Eye Tracker 4C реализована наиболее эффективно. Камера слегка наезжает на объект, если вы долго удерживаете на нём взгляд. Также вы получаете возможность с помощью глаз управлять направлением луча фонарика, когда оказываетесь в темноте. Как и в двух предыдущих играх, если точка фокуса оказывается близ края экрана, игровая камера немного сдвигается в сторону, давая вам больший обзор. Даже игровые «чудовища» словно реагируют на ваш взгляд. Другими словами, впечатления от этой игры у меня остались самые лучшие из всех трёх протестированных ужастиков. Чуть ниже в официальном видео Tobii вы можете увидеть все перечисленные мною функции, поддерживаемые данной игрой, в действии.
Французское издательство Ubisoft, к моему удивлению, активнее всех принялось внедрять поддержку сенсора в свои проекты. Например, в игре Assassin’s Creed Syndicate вы можете целиться взглядом в направлении уступов, куда хотите зашвырнуть «крюк-кошку», а в
Комплектация:
- Сенсор Tobii Eye Tracker 4C
- Инструкция по установке
- Гарантийные обязательства
- Информация о технике безопасности
- USB-удлинитель (1 м)
- Крепления на мониторы (2 шт.)
Характеристики:
- Совместимость: Windows 7, 8, 10
- Тип контроллера: оптический сенсор
- Цвет: чёрный
- Материал: пластик
- Тип подключения: проводной
- Интерфейс: USB 2.0
- Кабель: 0,8 м + удлинитель 1 м
- Размеры: 17 x 15 x 335 мм
- Максимальная диагональ экрана: 27 дюймов (16:9) – 30 дюймов (21:9)
- Эффективное расстояние до глаз: 50–95 см
- Частота работы камер: 90 Гц
Плюсы:
- Замечательное дополнение традиционных игровых интерфейсов.
- Скоро вы сможете контролировать Windows 10 одним лишь взглядом.
- Даже сейчас сенсор позволяет ощутимо упростить пользование ОС.
- Устройство позволяет ещё лучше погрузиться в некоторые видеоигры.
- Трекер удивительно точно отслеживает взгляд и положение головы.
- Очень удобная система магнитного крепления сенсора к монитору.
- Список игр, поддерживающих этот трекер, стремительно расширяется.
- С установкой и настройкой трекера справится даже ребёнок.
Минусы:
- Глаза время от времени видят свечение инфракрасных проекторов.
- Закрепить сенсор на безрамочном мониторе будет непросто.
- Металлические крепления садятся на обычную клейкую ленту.
Впечатления от знакомства с Tobii Eye Tracker 4C у меня остались исключительно положительные. Устройство работает быстро и без запинок, невероятно точно определяя, в какую точку экрана смотрит пользователь. Список поддерживаемых видеоигр включает большое количество знаменитых проектов от крупных издательств и инди-разработчиков. Но главным плюсом устройства, конечно же, является полноценная поддержка Windows 10 (пускай всего лишь грядущая). Я уверен в том, что трекер производства Tobii сделает жизнь многих людей значительно проще и комфортнее. И речь сейчас не только о геймерах. Хотя геймеры от устройства тоже останутся в выигрыше. Недаром же Tobii Eye Tracker 4C интегрируют в топовые игровые ноутбуки. Взять хотя бы Predator 21X, Acer vNitro, Alienware 17, MSI GT72 и другие модели. Стоимость трекера составляет 11 499 рублей. Дорого ли это? Учитывая, насколько важным и полезным может оказаться устройство для некоторых людей, а также то, сколько сил и многолетнего опыта вложили в него разработчики, – нет, вовсе не дорого. Просто попробуйте и вы сразу поймёте, что я имею в виду.
Комментарии (0)