Видеоигры бывают разные. В некоторые из них, например в
Серия Zero Escape была создана, я не побоюсь этого слова, гениальным японским гейм-дизайнером Котаро Утикоси. Именно он написал сценарии знаменитой серии визуальных романов Infinity («визуальный роман» — жанр видеоигр, представляющий собой текстовый квест с иллюстрациями и анимациями). В 2007 году дизайнер присоединился к студии Chunsoft, в стенах которой начал работать над совершенно новой серией игр Zero Escape. Первой игрой серии стала Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors (2009) для карманной консоли Nintendo DS.
По сценарию игры девять незнакомцев оказывались запертыми внутри огромного океанского лайнера, все выходы из которого наглухо заварены толстыми листами металла. Загадочный человек по имени Zero предлагал присутствующим сыграть в «Игру девяток» (Nonary Game). Согласно её правилам, участники должны были решать различные головоломки и постепенно продвигаться по лайнеру в поисках двери номер 9, которая ведёт к заветной свободе. На поиски им отведено всего лишь 9 часов. Отсюда и происходит название игры «Девять часов, девять человек, девять дверей». Осложнялось всё это тем, что у каждого участника на руке был надет стальной браслет с циферблатом, на котором отображалось цифра. Для того чтобы пройти, например, через дверь, отмеченную цифрой 5, участники должны были объединиться в группу таким образом, чтобы цифровой корень суммы всех цифр на их браслетах совпадал с цифрой на двери. Цифровой корень 2, 5 и 7 равен 5 (2+5+7=14=1+4=5). Если цифры не совпадут или же истекут отведённые на спасение 9 часов – браслеты впрыснут в кровь своих владельцев смертельный яд.
Игра чередовала в себе элементы визуального романа, когда персонажи общались между собой, ссорились или объединялись ради общего блага, а также игровой процесс хорошо знакомого всем нам жанра
Игра Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors получила довольно высокие оценки ведущих игровых критиков, а также была очень тепло принята геймерами по всему миру. Несмотря на это, её продажи были весьма скромными. Оно и понятно, немногие люди сегодня ценят игры, в которых надо много думать и читать тонны текста. Тем не менее, талант Котаро Утикоси прославил японского сценариста на весь мир и позволил заняться продолжением серии. Вторая игра, вышедшая в 2012 году для Nintendo 3DS и PlayStation Vita, получила название Zero Escape: Virtue’s Last Reward. Она развивала и дополняла идеи, заложенные в оригинале, а также предлагала ещё более многослойный и запутанный сценарий. Игрок мог свободно перемещаться между различными вариантами развития событий, как бы получая доступ к «мультивселенной» с огромным количеством возможных исходов той или иной ситуации. Игра Nonary Game была дополнена голосованием, в ходе которого участники должны были предавать друг друга или же объединяться для того, чтобы накопить нужное количество баллов и покинуть бункер, где их заперли. Вторая часть серии вновь завоевала любовь поклонников отличного сюжета с шокирующими поворотами и выворачивающими мозг головоломками.
Прежде чем начать играть в третью игру серии Zero Escape, вышедшую в конце июня под названием Zero Time Dilemma, я настоятельно рекомендую вам пройти первые две. Если у вас нет игровой консоли Ninendo 3DS – не беда. Разработчики из Chunsoft в данный момент активно работают над тем, чтобы выпустить первые две главы серии на PC, так что рано или поздно у вас появится замечательная возможность прикоснуться к, без преувеличения, прекрасному. Если же у вас нет желания ждать релиза предыдущих игр для персонального компьютера, придётся озадачиться поиском карманной консоли Nintendo 3DS – поверьте, гаджет этот стоит своих денег и подарит вам море ярких впечатлений, а также замечательных видеоигр. Играть в Zero Time Dilemma без предварительной подготовки тоже можно, но в этом случае вы рискуете много чего не понять, а также не заметите многочисленные отсылки к двум предыдущим играм серии.
События Zero Time Dilemma разворачиваются во временном промежутке между Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors и Zero Escape: Virtue’s Last Reward. Девять участников научного проекта, целью которого была наземная подготовка миссии по колонизации Марса, приходят в себя внутри некоего подземного комплекса. Они разбиты на три команды по три человека, каждой из которых присвоено название, состоящее из одной единственной буквы: C, Q и D. В команде «C» оказались хорошо знакомый нам главный герой первой игры Джунпей, его подруга Акане, а также пожарный по имени Карлос. В команду «Q» входят истеричный продавец мороженого Эрик, его сексапильная девушка Мира и потерявший память мальчик по имени Q. На голову ребёнка надета непрозрачная сфера, снять которую не представляется возможным. В команде «D» оказался главный герой второй игры – Сигма, его знакомая Фай и медсестра-пацифист Диана. Коллектив получился довольно разношёрстный и, как ни крути, колоритный. Впрочем, с подборкой персонажей у Котаро Утикоси всегда был полный порядок.
Главным антагонистом игры вновь оказывается загадочный человек по имени Zero, одетый в длинный плащ и маску чумного доктора. Он появляется перед главными героями в самом начале игры и предлагает им сделать судьбоносный выбор. Нужно всего лишь угадать верхнюю сторону подброшенной Zero монеты. Если персонажи дадут правильный ответ – он незамедлительно отпустит их всех на свободу. И вот здесь нас ждёт первый сюрприз сценариста: если игрок угадывает сторону монеты, злодей действительно сдерживает данное им слово и отпускает своих пленников на все четыре стороны, а по экрану начинают бежать финальные титры. И это спустя пять минут после начала Zero Time Dilemma! Много вы знаете игр, которые можно пройти за столь короткий срок? Но, разумеется, эта концовка является лишь верхушкой айсберга, ведь всего в игре целых семь различных вариантов финала. Посему возвращаемся в момент подбрасывания монеты и даём злодею неверный ответ. Вот тут-то и начинается приключение, единственной целью которого является выживание.
На этот раз нам придётся играть не в «Игру девяток», а в «Игру решений», где от выбора игрока будет зависеть то, кто из персонажей выживет, а кто навсегда останется бездыханно лежать в подземном комплексе. Zero надел на запястья всех участников игры металлические браслеты, каждые полтора часа впрыскивающие в их тело мощное снотворное. Человек после этого не просто отключается, но ещё и забывает, что произошло с ним в течение последних полутора часов. При каждом пробуждении участникам команд C, Q и D, находящимся в изолированных друг от друга трёх крыльях комплекса, предлагается выбраться из запертого помещения или же принять важное решение, последствия которого могут либо спасти их, либо убить.
Решения не всегда биполярны, и у них может быть до четырёх возможных исходов, что делает игру гораздо более разноплановой, нежели её предшественницы. Кроме того, процесс принятия решений теперь представлен в нескольких разных формах. Например, в какой-то момент нужно будет ввести в текстовое поле имя предполагаемого убийцы или важный пароль. Или же решить – нажать или не нажать на кнопку, которая гарантированно спасёт жизни членов вашей команды, но при этом приведёт к гибели всех остальных участников. При этом нужно иметь в виду, что в этот самый момент две другие команды смотрят точно на такую же кнопку. Вопросы доверия всплывают в игре постоянно. А мотивирует участников «Игры решений» её самое главное правило – как только шестеро из девяти человек будут мертвы, всех оставшихся в живых тотчас отпустят на свободу. Последствия решений бывают весьма непредсказуемыми, так как порой в ход идёт рандомайзер: в револьвер может быть вставлен боевой патрон, а при повторном прохождении он может оказаться не заряженным. Такая механика вносит элемент неожиданности в игровой процесс и делает его ещё более увлекательным.
Квестовая составляющая вполне традиционна для серии. Игрок видит перед собой комнату от первого лица, он может осматриваться, искать полезные предметы и записки, взаимодействовать с механизмами и решать головоломки. В инвентаре вы можете объединять несколько предметов в один, а также тщательно рассматривать найденные объекты. В отдельное меню вынесены записи разговоров персонажей, так что, если вы отвлеклись и пропустили мимо ушей важную информацию, всегда можно сделать паузу и отмотать стенограмму назад. Ещё одно подручное меню содержит в себе тексты всех обнаруженных вами записок и документов. Головоломки, на мой взгляд, несколько проигрывают в плане сложности загадкам из двух предыдущих игр, но они по-прежнему увлекательны и разнообразны. Их очень интересно решать, а радость от успешного разгадывания, как и раньше, сполна окупает затраченные силы и нервы. Если вы застрянете во время прохождения – прислушайтесь к тому, что говорят остальные члены вашей команды. Довольно часто они подсказывают различные варианты решения проблемы, так что ни в коем случае не отказывайтесь от их помощи.
Серия Zero Escape славится тем, что в ней вы можете в любой момент изменять принятые решения и разблокировать альтернативные реальности, в рамках которых развиваются дальнейшие события. Чем-то всё это напоминает фильм «Пророк» с Николасом Кейджем, где главный герой мог предвидеть последствия различных вариантов своих поступков и выбирать из бесконечного множества вероятностей наиболее выгодный исход. События игры развиваются таким образом, что игрок рано или поздно допускает фатальную ошибку и погибает, либо его решение приводит к гибели других участников жуткого эксперимента. Перебрав несколько вариантов, вы приходите к единственно верному решению, позволяющему сохранить максимальное количество жизней. Полученная во всех вселенных информация сохраняется в так называемом «морфогенном поле» (теория о «морфогенном резонансе» принадлежит британскому парапсихологу Руперту Шелдрейку), откуда её могут черпать персонажи со способностью к перемещению своего сознания между реальностями. Это позволяет разработчикам игры вытворять на экране такое, от чего игроки приходят в полный восторг. К примеру, надо вам открыть дверь с цифровым замком, заглянули в морфогенное поле и узнали, что в одной из реальностей вы уже нашли человека, знающего код, выведали и запомнили его.
В Zero Time Dilemma разработчики разделили сюжет на отдельные фрагменты. Все эти сцены разбиты на три группы по количеству групп участников игры. Так как после каждой сцены персонажи засыпают, а их воспоминания стираются, фрагменты разбросаны по экрану в произвольном порядке. Поначалу это приводит в замешательство: ты просыпаешься непонятно где, непонятно когда, непонятно зачем. Но затем ты понимаешь, что разработчики тем самым хотели передать игрокам чувство растерянности и дезориентации, переполняющее главных героев. Проходить фрагменты можно в любом порядке. По мере игры вам будут становиться доступны всё новые и новые кусочки истории, которые постепенно начнут складываться в общую картину происходящего. Каждый фрагмент представлен в форме дерева событий с множеством разветвлений. Вы можете путешествовать по этим развилкам, открывая всё новые и новые варианты развития событий. Довольно интересно наблюдать не только за победами, но и за неудачами главных героев, так как эти сцены могут содержать в себе важную информацию.
По накалу страстей, количеству саспенса, атмосфере безнадёжности и качеству постановки кровавых сцен игра вполне может потягаться с такими знаменитыми фильмами, как «Пила» и «Куб». Лично меня серия Zero Escape очень радует тем, что благодаря ей ты всегда открываешь для себя что-то новое и интересное. Здесь максимально гармонично переплетаются физика, химия, психология, история, математика, лингвистика, а для усиления эффекта всё это сдобрено изрядной порцией научной фантастики и драмы. Всё это настолько умело сплетено в единое полотно, что просто диву даёшься! На выходе мы имеем потрясающий психологический триллер, до уровня которого многим голливудским сценаристам ещё расти и расти. Признаться честно, возьмись какой-нибудь именитый режиссёр экранизировать эту историю – ничего у него не вышло бы. Такое можно воплотить исключительно в виде игры и больше никак. И это делает Zero Escape одной из самых выдающихся серий в игровой индустрии.
В плане графики игра совершила впечатляющий скачок вперёд. В Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors мы видели статические 2D-декорации и спрайты персонажей на их фоне. В Zero Escape: Virtue’s Last Reward мы получили трёхмерные фоны и объёмных персонажей, которым категорически не хватало анимации. В Zero Time Dilemma используется совершенно новый графический движок. Камера перестала быть статичной, и теперь она свободно перемещается в пределах сцены, выдавая кинематографические ракурсы и превращая игру в некое подобие телевизионной постановки. Персонажи стали более детализированными и отрисовываются по технологии cell shading, правда анимация в игре всё ещё выглядит очень топорно. Мимика некоторых персонажей (особенно Эрика) иногда приводила меня в откровенный ужас. Часть промежуточных кадров в катсценах была заменена статичными картинками, например, потолка, так как на них не хватило то ли денег, то ли времени. Команда разработчиков была крайне ограничена в ресурсах, поэтому она регулярно сталкивалась с нехваткой бюджета. Тем не менее то, что у них получилось, выглядит вовсе не так ужасно, как могло бы.
В версии игры для карманной консоли Nintendo 3DS присутствует ряд технических проблем. То и дело заметны проседания частоты кадров, а если в сцене одновременно присутствует более двух персонажей, игра начинает дико тормозить. Довольно слабое железо просто не справляется с высоко детализированными 3D-моделями, и это при том, что разрешение текстур далеко от совершенства. Даже режим стереоскопического 3D в этой игре у вас активировать не получится при всём желании – разработчики просто не включили его в комплект. В версиях для PlayStation Vita и PC перечисленные проблемы отсутствуют (3D там, разумеется, также нет). Ещё одним существенным недостатком 3DS-версии игры является низкое разрешение верхнего экрана консоли. В некоторые моменты игроку необходимо нажать на какой-нибудь неприлично крошечный переключатель, в который даже комплектным стилусом попасть достаточно непросто. Подобный «пиксель-хантинг» встречается нечасто, тем не менее, он есть. Разработчики попытались частично решить проблему, подсветив некоторые мелкие объекты при помощи блеска, но всё равно не учли несколько мест, где игроку будет довольно дискомфортно взаимодействовать с механизмами.
Игра может похвастать прекрасным музыкальным сопровождением, которое отлично подчёркивает атмосферу происходящего, будь то напряжённый момент или беседа персонажей в спокойной обстановке. Приятно порадовало наличие японской озвучки, которую можно включить вместо отвратительного американского дубляжа. Ситуацию с ужасной англоязычной дорожкой не спасает даже наличие в актёрском составе легендарного Троя Бейкера, чьим голосом говорит персонаж Сигмы. Напомню вам, что Бейкер в своё время озвучил главных героев таких игр, как Bioshock Infinite и The Last of Us. Впрочем, как только вы выключаете японский звук, ситуация мгновенно исправляется. Японские актёры отрабатывают свой хлеб по полной программе и не дают малейшего повода придраться к качеству проделанной ими работы.
Ситуация с ценой на игру Zero Time Dilemma складывается следующая. Версия для Nintendo 3DS обойдётся вам в 2994 рубля, если же вы являетесь обладателем PlayStation Vita, то сможете приобрести игру за 2599 рублей. Но больше всех повезло в данной ситуации тем, кто предпочитает играть не в дороге, а на персональном компьютере – цена игры в магазине Steam составляет демократичные 699 рублей. На самом деле, сколько бы эта игра ни стоила, я бы приобрёл её, не задумываясь. Пройти Zero Time Dilemma меньше, чем за 15-20 часов не получится при всём желании, при этом каждая минута, проведённая в игре, многократно себя окупит. Ни одна игра на моей памяти не уважает интеллект игрока настолько, как это делает детище гениального Котаро Утикоси.
Плюсы:
- Взрослый, глубокий и местами трогательный сюжет, полный непредсказуемых поворотов.
- 13 комнат, наполненных хитроумными механизмами и сложными головоломками.
- Вы вновь встретитесь с полюбившимися персонажами и познакомитесь с новыми.
- Смена графического движка пошла на пользу кинематографичности повествования.
- Игра содержит в себе семь разных концовок, каждую из которых стоит увидеть.
- Качественное музыкальное сопровождение и наличие японской звуковой дорожки.
- Лучшее воплощение концепции «мультивселенной» в истории игровой индустрии.
- Великолепное завершение трилогии, расставляющее все точки над i.
Минусы:
- Nintendo 3DS с трудом справляется с новым графическим движком.
- Не всегда комфортная фрагментарная структура повествования.
- Кривая анимация и ужасная мимика некоторых персонажей.
- Неприятные ситуации, связанные с пиксель-хантингом.
- Отсутствие в игре стереоскопического 3D.
- Отвратительная англоязычная озвучка.
- Слишком долгие и частые загрузки.
Великолепное завершение трилогии психологических триллеров Zero Escape подарит вам огромное количество самых разных эмоций. Вы будете хмуриться и смеяться, удивляться и злиться, переживать за судьбу главных героев и хвататься за голову, если они поведут себя неадекватно. Уровень сопереживания персонажам Zero Time Dilemma невероятно высок. Как разработчикам удалось добиться подобного эффекта при столь мизерном бюджете – сказать сложно. Однако в одном я уверен: в мире не существует другой, настолько умной, глубоко проработанной, увлекательной серии адвенчур. Лишь пройдя все три игры в вашей голове, наконец, сложится полная картина происходящего, и вы будете сидеть с выпученными глазами, в очередной раз глядя на ползущие по экрану финальные титры, и кивать головой, признавая гениальность японского сценариста. Ставлю игре 8,5 баллов из 10, несмотря на наличие у неё серьёзных технических недостатков.
Комментарии (0)