Шимпанзе, ученый с палкой и исследователь в костюме Кинг-Конга может показаться набором для плохого розыгрыша, но на самом деле с этого начался недавно проведенный эксперимент, который представил первое доказательство того, что высшие приматы — бонобо, шимпанзе и орангутанги — понимают ложные убеждения, что характерно для так называемой теории разума. Способность понимать, что другие имеют психические состояния и точки зрения, которые отличаются от нашей, считается уникальной для людей.
На днях в журнале Science было опубликовано исследование, в ходе которого ученые записывали движения глаз трех видов высших приматов, пока животные смотрели видео с человеком, который ищет спрятанный без его ведома объект. Обнаружилось, что приматы чаще смотрят на те места, где человек рассчитывал найти объект (приматы знали, что это ложное убеждение), хотя объекта там давно нет. Полученные данные свидетельствуют, что обезьяны могут интуитивно понимать, о чем думал человек.
Теория разума (или модель психического состояния) занимает центральное место в социальном функционировании человека, но ученые давно задаются вопросом, является ли эта черта характерной только для человека. Имеются свидетельства, что обезьяны могут понимать психические состояния других, но они также неизбежно проваливали тесты с ложным убеждением — то есть когда кто-то может действовать согласно убеждению, не соответствующему истине. Фумихиро Кано из Университета Киото считает этот тест «лакмусовой бумажкой» для теории разума. Традиционные тесты на ложное убеждение для обезьян включают сложные задания, вроде перемещений вокруг чашек в поисках спрятанной еды. Поэтому Кано и работающий с ним Кристофер Крупенье из Института эволюционной антропологии Макса Планка адаптировали более простой тест на ложное убеждение, предназначенный для младенцев людей. В основе теста лежит метод отслеживания глаз, которые будут смотреть туда же, где человек будет ожидать найти объект.
Во время исследования бонобо, шимпанзе и орангутанги «приглашались» по одному за раз в комнату, чтобы пить сок и смотреть последовательность сценариев на видеоэкране. Инфракрасная камера под монитором записывала, куда именно на экране смотрели животные, изучая сцены. Чтобы привлечь внимание обезьян, исследователи превратили экспериментальный сценарий в телевизионную драму с загадочным обезьяноподобным персонажем в главной роли (в костюме гориллы).
Как и людей, высших приматов «весьма привлекает социальная информация — когда внутри группы разгорается конфликт, все останавливаются и обращают внимание», говорит Крупенье. Ученые создали своего рода сериал, чтобы привлечь внимание обезьян и чтобы тем было интересно наблюдать за происходящим.
В одном сценарии Кинг-Конг якобы нападает на ученого, а затем прячется в одном из двух стогов сена. Затем ученый ненадолго уходит за палкой, которая поможет ему найти Кинг-Конга, а тот между тем покидает сцену. В другом сценарии фигура в костюме переползает в другой тюк сена после того, как исследователь уходит, а затем исчезает. Исследователи пробовали разные сценарии — вместо того, чтобы прятаться самому, Кинг-Конг прячет украденный камень в одной из двух коробок, а после совсем его убирает.
Приматы всех трех видов последовательно прошли тест; и хотя животные знали, что Кинг-Конг или камень исчез, когда ученый возвращался для поиска, они продолжали смотреть на стог сена или коробку, в котором человек в последний раз видел объект и предполагал, что он там спрятан. Эти результаты особенно удивили ученых, поскольку опровергают огромное число предыдущих работ, полагающих, что высшие приматы не могут осмысливать ложные убеждения.
«Люди долгое время считали, что понимание ложных убеждений уникально для людей», говорит Крупенье. «Но эта работа полагает, что у них есть хотя бы базовое, врожденное понимание ложных убеждений, которое считается сигнатурой теории разума».
Очевидно, результаты работы ученых вызвали дискуссию. Франс де Ваал, приматолог, изучающий социальный интеллект в Университете Эмори, опубликовал в Science статью, в которой назвал это «настоящим прорывом, который не только избегает зависимости от языковых навыков, необходимых для понимания повествования и вопросов при проверки теории разума на детях, но также подчеркивает умственную преемственность между высшими приматами и людьми».
Текумсе Фитч, эволюционный биолог и когнитивист из Университета Вены, который тоже не принимал участия в исследовании, считает его «последним гвоздем в крышке гроба, в котором лежит мысль о том, что люди являются единственным видом с теорией разума».
Другие же скептически относятся к такой интерпретации. Карла Крачун из Университета Саскачевана и Роберт Лурц из Бруклинского колледжа, которые оба изучают теорию разума у приматов, выразили крайнее одобрение тому, что ученые смогли косвенно определить мысленные процессы обезьян за счет отслеживания глаз. Но они не считают, что это исследование определенно демонстрирует понимание ложных убеждений.
«Есть и другие виды ложных убеждений, которые, думаю, нужно проверить, чтобы убедиться, что приматы полагаются на этот сложный навык», говорит Крупенье. «Но важно то, что теперь мы видим, что обезьяны определенно имеют более глубокое понимание, чем мы думали раньше, и могут предсказывать поведение других даже в условиях, когда актер ошибается, а ведь именно это люди делают постоянно».
Комментарии (0)