Не так давно
За прошедшее время программисты «Яндекса» Иван Ямщиков (который на данный момент работает в Институте научной математики Общества Макса Планка в Лейпциге) и Алексей Тихонов научили свою нейронную сеть сочинять стихи на английском языке, похожие на тексты песен Курта Кобейна, лидера всемирно известного коллектива. Первый альбом нейросети в стиле группы «Гражданская оборона» был записан при помощи профессиональных музыкантов и носил название «Нейронная оборона». По аналогии с предыдущим проектом, к работе над записью альбома в стиле группы Nirvana привлекли профессионального американского музыканта Роба Кэррола, поклонника творчества Курта Кобейна и его рок-группы. А сам альбом получил название «Neurona».
Для того чтобы обучить нейросеть писать стихи на английском языке, Ивану Ямщикову пришлось собрать огромный архив современной и классической зарубежной поэзии общим объемом около 200 мегабайт. В ходе работы выяснилось, что научить нейросеть языку Шекспира гораздо сложнее, чем русскому. Дело в том, что в англоязычной поэзии гораздо меньше четко установленных правил и там не всегда работает «нормальная» грамматика. Поэтому команде экспертов пришлось удалить часть текстов из архива. После того как полученный результат удовлетворил ученых, они записали треки на старую аудиокассету с альбомом группы Nirvana. Финальный результат
Иван, учитывая сложности, с которыми вы сталкивались при создании «Нейроны», пробовали ли вы сделать нечто похожее для текстов певицы Линды, известной необычным стилем своих стихов?
Год назад мы обучили нейросеть генерировать тексты в стиле Егора Летова. В принципе, ничто не мешает научить ее генерировать тексты и в стиле Линды.
Если нейросети теперь могут писать даже стихи и музыку, есть ли что-то, что они никогда не смогут сделать в принципе?
Это интересный вопрос, на который точного ответа нет. Главное помнить, что нейросеть — это не персонаж. Это просто тип алгоритма, инструмент, созданный для решения той или иной задачи. Как именно формулировать проблему, условия, ограничения, где брать данные для обучения? Со всеми этими вопросами, к примеру, сейчас работает человек.
Что именно заставило записать вас «Нейрону» на старую кассету с альбомами «Нирваны»?
Мы поступили так же с записями «Нейронной обороны». Это своего рода традиция. Есть что-то очень родное в звучании кассетного плеера. Не зря же по Сети постоянно ходит картинка с карандашом, старой кассетой и подписью «если ты знаешь, как эти предметы связаны друг с другом, ты жил в 90-е».
Учитывая появление нейросетей, способных имитировать творчество известных людей, не появится ли в будущем соблазн ввести право собственности и копирайт не только на конкретные аудиозаписи, но и на стиль художника, музыканта или композитора?
Это, скорее, вопрос к специалистам из области права. В искусстве, в целом, пока есть элемент эксклюзивности. То, что нейросети умеют теперь имитировать стиль Ван Гога, не девальвирует его творчество. Есть элемент опосредованного общения между человеком, создавшим то или иное произведение, и человеком, который его увидел, услышал, прочитал.
Комментарии (0)