Гигантский байк, способный ездить по горным тропам; трактор, который можно превратить в рыночный лоток или карету скорой помощи; электрический бамбуковый плот… Как пригодятся эти идеи транспорта будущего развивающимся странам? Их создатели не заканчивали престижных школ дизайнеров — некоторые из них даже не знают, что такое дизайн. Но их идеи настолько новы и революционны, что крупные автопроизводители хоть и нехотя, но берут их на заметку.
Это победители Michelin Challenge Design, недавно представленные на всемирно известном автосалоне в Детройте. Как мы уже сказали, концепции участников конкурса серьезно расходятся с тем, что обычно показывают нам традиционные автопроизводители, и уводят нас в совершенно другое будущее. В этом году среди победителей оказался водный транспорт, который можно быстро собрать из бамбука в наводнение, подключаемое к Интернету сельскохозяйственное транспортное средство, которое можно преобразовать на случай бедствия, и замена лошади на солнечных батареях.
Тема дизайнерского конкурса от Michelin в этом году была такой: «Мобильность для всех — дизайн для новой эпохи».
«В мире всего несколько мест, откуда выходят автомобильные дизайнеры, — говорит организатор Бен Эбель, намекая на несколько уже устоявшихся дизайнерских школ. — У компаний, которые занимаются мобильностью или автомобилями, выбор невелик, и мы считаем, что можно найти талантливых людей, которые совсем не посещали таких школ и которые не из США, Великобритании или Европы».
Michelin говорит, что ее конкурс открыт для всех, независимо от местоположения. 14 победивших дизайнов были выбраны на основе 875 участвующих работ, представляющих 68 стран.
Что могут рассказать о возможном будущем мирового транспорта три победивших работы?
Первое место присудили «общественному транспорту» разработки Раджшекара Дасса, студента последнего курса транспортного дизайна в DSK ISD, Индия. Дасс и его команда хотели сделать транспорт для слаборазвитых сельских районов Индии и чтобы современные технологии были более доступны. На первый взгляд, этот транспорт напоминает обычный транспорт. Но если присмотреться, можно разглядеть съемные фары, которые можно превратить в освещение для дома или улицы.
Задняя часть многофункциональна: ее можно использовать для транспортировки зерновых культур, а после как рыночный прилавок, на котором их можно тут же продать. Ее также можно переоборудовать для перевозки пассажиров, чтобы фермер мог выручить лишние деньги в качестве таксиста.
И все же наиболее интересен такой транспорт в чрезвычайной ситуации. Поскольку трактор будет подключен к чему-то вроде Project Loon от Google, который использует воздушные шары для обеспечения доступа удаленных территорий к сети Интернет, при необходимости его можно использовать как карету скорой помощи.
«Всякий раз, когда мы изучаем работы, мы стараемся не опираться на вымышленные технологии», говорит Эбель. Эта работа не связана с Google, но судьям понравился тот факт, что она построена на существующей инициативе и дополняет ее. Она также подчеркивает идею, что в будущем транспорт будет зависеть от информации, включать ее и расширять.
Второе место занял также сельскохозяйственный транспорт, на этот раз из сельской Аргентины. Там царит микропроизводство или семейное сельское хозяйство. Кофе, например, выращивают в небольших подсобных хозяйствах, а затем транспортируют на лошади или муле по грубым дорожкам к центральной станции обработки. Транспорт Arrierio похож на гигантский квадроцикл. Его специально оставили с механическими частями на виду. Это позволит с легкостью дорабатывать и обслуживать его. Электрический транспорт, созданный Эдгаром Андресом Сармиенто Гарсия из Боготы, Колумбия, может стать хорошей заменой мулам, будучи способный передвигаться по такой же грубой местности, как и мулы.
«Это замена одного устройства на другое, — говорит Эбель. — И она вызывает вопрос: оно лучше или просто другое? Такое устройство можно сконструировать и адаптировать в зависимости от необходимости человека, который будет им пользоваться, и я, как дизайнер, поощряю такую глубину мышления».
Транспорт, который занял третье место, вероятно, самый инновационный из всех. «Третье место немного из другого мира», — смеется Эбель.
Он называется Bamboo Recumbent и создан Ву Сунг Ли и Чан Йеоп Чжонгом из Южной Кореи. Этот концепт должен принести мобильность людям, которые живут в таких местах, как Навотас, в центральных Филиппинах. 25 миллионов человек проживают там в трущобах. Они не из тех, кто будет покупать автомобиль, но когда происходит наводнение, им нужен транспорт. Их деревни могут быстро наполняться грязной водой, смывающей близлежащие помойки. Бамбуковый плот можно собрать из набора деталей и обычного бамбука. Кроме того, он даже может очищать воду, проходящую через него, благодаря движущимся частям.
И хотя все эти идеи сугубо концептуальны и купить созданный на их основе транспорт пока нельзя, они могут повлиять на дизайн транспорта в будущем.
«Если взглянуть на автомобильную промышленность, едва ли она сохранится надолго в таком состоянии, — говорит Эбель. — Вы можете сделать еще пару миллионов того, что делаете сейчас. Но если организация сосредоточена на мобильности, ей пригодится разнообразие в мышлении».
Комментарии (0)