По случаю Дня космонавтики популярная развлекательно-информационная социальная сеть Pikabu.ru (этакий аналог западного Reddit) пригласила на AMA-сессию Геннадия Ивановича Падалку, Героя Российской Федерации, полковника ВВС, российского космонавта, а еще человека, занимающего первое место по суммарной продолжительности нахождения в космосе, которая составляет 878 дней. Геннадий Иванович с большим интересном откликнулся на предложение и любезно ответил на вопросы пользователей этой социальной сети. Самые интересные вопросы и ответы мы решили привести здесь.
О личных интересах и переживаниях, политике, религии, традициях и естественных потребностях
Какую художественную литературу вы предпочитали в детстве и юности?
Историческую и приключенческую.
Фамилия препятствовала попаданию в одну из самых суеверных профессий?
Нет, не препятствовала, а только помогала. Все тела в силу гравитации и земного притяжения падают на землю. Я тоже всегда был рад возвращению (жесткому падению) под парашютом в спускаемом аппарате.
Помните свой первый полет? Изменилось ли после него восприятие окружающего мира? Как проходит послеполетная реабилитация?
Мой первый полет был очень давно, в 1998 году. Все острые ощущения, переживания и волнения со временем «вымылись» из памяти. Придумывать ничего не буду и сравнить ни с чем не могу. А вот восприятие мира после возвращения изменилось. Я еще больше стал очарован нашей прекрасной голубой планетой, которая окружена черным НИЧТО. Вряд ли человечество когда-нибудь покинет ее. Возможно, только по причине глобальной экологической катастрофы либо угрозы извне. Послеполетная реабилитация у всех проходит по-разному. Все очень индивидуально. Есть негласное правило: сколько дней космонавт провел в космосе, столько дней необходимо провести и на земле для полной реабилитации.
Какие существуют традиции посвящения молодых космонавтов, впервые оказавшихся на МКС?
Честно говоря, нет никаких традиций. Если бы и были, я бы не сказал (смеется). На то они и традиции, чтобы о них молчать. «Традиция» одна: обучение молодых космонавтов опытными операторами, в течение нескольких дней, так как знания и навыки, полученные на земле, в корне отличаются от реальной жизни в космосе.
Как космонавты справляются с вполне естественным сексуальным напряжением?
Справляются так же, как и полярники, подводники, мореплаватели еще со времен Колумба. Мы не первые в этом тысячелетнем списке.
Расскажите, пожалуйста, об отношении космонавтов к политике.
Отношение к политике нейтральное. Экипажи международные, и мы аполитичны. Очень хорошо, что пока хватает мудрости руководителям наших стран (Россия, США, Германия, Япония, Франция и далее по списку до 16) не заниматься санкциями и антисанкциями в отношении МКС. Мы очень взаимозависимы. Наше благополучие и безопасность зависит от всех партнеров в равной степени, что уже не раз демонстрировалось, когда случались неприятности. Будет ли так дальше? Уверенности нет.
Почему у нас так много суеверий в такой научной отрасли? Это же смешно, когда попы идут освящать ракеты, созданные буквально вопреки религии.
На мой взгляд, это современный тренд в нашей российской жизни. Сейчас практически ни один старт не обходится без доставки на российский сегмент МКС религиозных, в основном православных, символов и атрибутов. На мой взгляд, это неправильно. Мы и наши партнеры — представители всех религиозных конфессий на земле, и отдавать предпочтение одному религиозному течению несправедливо. Религиозная атрибутика в личных целях на станции использоваться может, и ребята возят крестики, иконки. Часто бывает, что в российском сегменте МКС на стенах висят иконы, но когда их много, убираем. Не потому, что противники, а потому что у нас экипажи многоконфессиональные. Да и Россия — страна не единственного вероисповедания. К тому же мы часто участвуем в открытии каких-то отечественных и международных форумов, праздников и фестивалей, международных спортивных соревнований. Например, поздравляли Нурсултана Назарбаева с победой на выборах президента в Казахстане. Было бы не совсем правильно, если бы мы поздравляли главу государства, большинство населения которого исповедует ислам, на фоне православных икон. А вот в своей каюте, личном пространстве, можно вешать что угодно и в любых количествах. Уважение и толерантность ко всем и во всем. Мы — представители всей планеты.
С уважением отношусь к любой религии. Верю в теорию «Большого взрыва», а вот кто ее инициировал: Творец, Создатель, Бог — человечество ищет ответ уже не одну тысячу лет. Уверен, что просвещение и образование не должны подменяться религиозными догматами.
Как на МКС проводят свой досуг? Сколько времени отводится на сон?
Время для досуга, конечно, есть. На борту станции огромная международная фильмотека и аудиотека. Можно заказать любой фильм, и вам его забросят на станцию через несколько часов. Есть выход в Интернет, но односторонний и с ограничением некоторых сайтов, чтобы избежать хакерских атак. Звонить по телефону можно круглосуточно. Весь этот набор — хорошая психологическая поддержка. Также есть возможность смотреть некоторые трансляции в прямом эфире. Например, чемпионат мира по футболу. На сон отводится 8,5 часов. Время никем не контролируется. Официально отбой в 21:30, а подъем в 6:00. Никто распорядка не придерживается по причине всех выше перечисленных форм досуга. На станции «казармы» нет. Полная демократия. Разрешается все, за исключением хаоса и действий, нарушающих безопасность полета.
Тяжело ли с психологической точки зрения находиться рядом с одними и теми же людьми большую часть времени?
На этапе отбора и подготовки с нами работают психологи. Они следят за нашей подготовкой и оценивают работу в команде и индивидуально. Экипаж назначается не спонтанно и не за несколько часов до старта. Мы проходим совместные тренировки в течение нескольких лет (1,5-2 года в составе дублирующего экипажа и год-полтора в составе основного). Проводим время не только в макетах кораблей и модулях станции, но и в неформальной обстановке. Встречаемся семьями. Прекрасно знаем сильные и слабые стороны каждого и хорошо дополняем друг друга. В Роскосмос (NASA, Европейское космическое агентство и т. д.) мы приходим не новичками — каждый имеет за плечами большой опыт коллективной работы, уже психологически отобран. В целом, я уже говорил об этом, на МКС обстановка демократичная, никто никого не напрягает: кто-то любит одиночество и держится обособленно, кто-то предпочитает коллектив — и находит единомышленников. Главное, чтобы не страдало дело.
Что следует делать, когда нужно незамедлительное хирургическое вмешательство?
Каждый из нас проходит медицинскую подготовку, сертифицируется по применению медицинских средств, оказанию помощи и взаимопомощи. На станции даже есть дефибриллятор на случай реанимационных мероприятий. При очень серьезных случаях организуется приватный канал с полетным доктором. Под контролем наземного медицинского персонала проводится операция. Для полной диагностики есть аппарат ультразвукового обследования. Каждый из нас может поставить и временную пломбу. Без хорошей медицинской подготовки невозможны длительные полеты к Марсу. В экипаже не всегда может присутствовать врач.
Что вы чувствовали, когда улетали и когда возвращались?
Страха нет, волнение и настороженность присутствуют всегда. Это необходимо для адекватной оценки любой опасной ситуации. Романтика и очарование видами Земли со временем сменяются работой, иногда очень нудной и монотонной (например, уборка станции), иногда тяжелой в плане физическом и эмоциональном (к примеру, выход). Работать приходится 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Даже когда спишь, все равно есть чувство настороженности, которое мешает полностью расслабиться. Иногда ночью срабатывает аварийная сигнализация. Однако есть время увлечься фотографированием и видеосъемкой. Это хобби у многих. Но, в конце концов, как бы ни было трудно, удовлетворение от полета всегда есть, и после посадки снова тянет в космос. Я не раз повторял фразу: «всегда прилетал на станцию с большим интересом, работал с удовольствием и с не меньшим удовольствием я оттуда улетал». Полет — это длительная командировка, привыкнуть к космосу невозможно, всегда тянет на Землю. Все наши разговоры за обеденным столом о том, что было до старта и что будет после посадки.
О прошлом, настоящем, будущем и перспективах дальнейшего покорения космоса
Расскажите об опасности космического мусора. Вы и ваши коллеги сталкивались с данным явлением?
Вы правы, сейчас очень много космического мусора. Несколько раз мы просыпались утром на другой орбите, не на той, по которой двигались накануне вечером. Оказывается, ЦУП ночью инициировал маневр, обнаружив, что по одной с нами орбите может пройти какой-то обломок. Однажды угроза была настолько серьезной, что нам пришлось закрыть все люки, изолировать все отсеки на станции и уйти на корабль, так как Земля не успевала сделать маневр — на это требуется минимум два часа, а опасный обломок заметили поздно. Поэтому на случай, если станция получит пробоину, мы ушли на корабль. К счастью, тогда все обошлось – обломок нас не задел, и, выждав еще немного, мы вернулись на МКС. Но количество космического мусора будет расти из-за того, что с высоких орбит постоянно спускаются какие-то обломки, ступени и разгонные блоки ракет, к примеру. Поэтому сюжет «Гравитации» вполне может стать реальностью.
Что вы думаете о разработке и использовании многоразовых или частично многоразовых ракет-носителей? Какие перспективы у РФ в этой области?
Я в восторге от Илона Маска и компании SpaceX. Он недавно использовал повторно первую ступень ракеты «Фалкон-9». Блестящее начало! К большому сожалению, перспектив в этой области и своего «российского Илона Маска» у нас нет.
Уступает ли российская часть МКС иностранным аналогам?
К большому сожалению, должен констатировать, что российская часть МКС уступает сегменту наших партнеров, и значительно. Начнем с того, что наш сегмент собран только наполовину, хотя полная конфигурация ожидалась в 2009-2010 году. Не пристыкованы самые нужные и перспективные наши модули МЛМ (многоцелевой лабораторный модуль), НЭМ (научно-энергетический модуль) и УМ (узловой модуль). Это те модули, которые в перспективе после завершения проекта МКС должны составить основу отечественной пилотируемой станции. На сегодняшний день нет уверенности, что они вообще будут запущены к российскому сегменту, судя по последним публикациям.
Почему мы не летаем на Луну? Разве там уже нет ничего интересного?
Почему не летаем на Луну? Потому что не готовы пока ни мы, ни наши партнеры. В нашей ФКП (Федеральной космической программе) на 2016-2025 год такая задача есть. Но! Для ее реализации нам нужен новый пилотируемый корабль и тяжелая ракета-носитель. На сегодняшний день у нас нет ни того ни другого. Все это пока в стадии рабочей документации.
Что вы думаете об Илоне Маске и его идеях полететь на Марс?
Его первый грузовой корабль Dragon на МКС я встречал в 2012 году. У него практически готов пилотируемый корабль, который будет летать к МКС с доставкой 4 членов экипажа и почти 3-х тонн груза. Кстати, его грузовой корабль пока единственный в мире, который может доставить на землю до 2,5 тонн полезного груза. Наш «Прогресс» сгорает в атмосфере, а на «Союзах» мы можем вернуть максимум 50 кг. Повторное использование первой ступени и обтекателя значительно удешевляет коммерческие запуски, в 1,5 раза как минимум. Причем, заметьте, путь Маска «не устлан розами». Две аварии носителей, потеря грузового корабля в 2015 году, первые не совсем удачные посадки первых возвращаемых ступеней не «выбили его из колеи». Уверен, и его марсианский проект вполне осуществим.
Объективно ли было топить «МИР»? Реально ли было его и дальше поддерживать в рабочем состоянии? Было ли это сделано чисто из политических соображений и под давлением Запада?
Это был шедевр и апогей нашей космической индустрии, скажем честно, советской. Сегодня на нашем сегменте МКС ввиду незаконченной сборки (останавливался выше на этом) российский экипаж вынужден жить и работать только в одном модуле, СМ (служебный модуль). Спальные места, прием пищи, туалет, спортзал (беговая дорожка и велоэргометр), проведение большинства научных экспериментов – все в одном модуле. Это основной модуль и для управления всеми системами российского сегмента. Небольшие по размеру модули СО, МИМ1 и МИМ2 не в счет. Они в основном используются для выхода в открытый космос и как складские помещения. Мы существенно ограничены, по сравнению с партнерами, в жилом объеме для экипажа. Так вот, на «Мире» модулей, подобных СМ, было шесть. Два «Кванта», «Кристалл», «Природа», «Спектр» и ББ (базовый блок), из которого в основном велось управление системами станции. Наука на «Мире» была представлена многочисленным астрофизическим оборудованием, инкубаторами (я лично выращивал перепелов), несколькими видами печей по плавке кристаллов, оборудованием по биотехнологическим экспериментам, оранжереями и т. д. Чего только стоил эксперимент «Ионозонд» с огромной управляемой антенной по изучению ионосферы. Мы тогда пытались подтвердить следующую гипотезу: над местом предполагаемого землетрясения за несколько часов наблюдалась большая концентрация зараженных частиц. Таким образом, имея сеть наземных ионосферных станций и несколько автономных космических аппаратов на орбите, можно было бы с высокой точностью спрогнозировать район предполагаемого землетрясения и избежать катастроф. С нами на «Мире» работала вся Европа. Немцы, французы, итальянцы, австрийцы, голландцы и т. д. Кстати, голландцы развернули уникальный телескоп на «Спектре». Там же появилась и первая робототехника. Очень здорово помог «Миру» и наш совместный проект с американцами «Мир – Шаттл». Можно продолжать бесконечно. Что касается быта и комфорта. Жилого объема на каждого космонавта было раз в пять больше, чем сейчас на РС МКС. Две беговых дорожки в разных модулях, два туалета, система регенерации воды из урины, которой нет сейчас у нас, но есть у наших партнеров. Без замкнутого контура системы жизнеобеспечения по воде не выжить ни на одной инопланетной базе. Наши партнеры практически завершили отработку такого контура на МКС.
У меня есть идея написать книгу о станции «Мир». Это была фантастическая станция…
Почему затопили? Никакой политики и никакого давления со стороны Запада. Тогда мы приступили вместе с партнерами к проекту МКС, и для России было сложно, точнее невозможно, в финансовом плане «тащить» две станции. Безусловно, был выработан и ресурс по многим системам. Плановые замены и ремонты — это тоже деньги.
Были ли американцы на Луне?
В то, что они там были, верят все здравомыслящие люди. Если бы американцы не были на Луне, то наша советская пропаганда во времена «космической гонки» их бы «разорвала». Тем более что лунную гонку мы проиграли. Так что лучшим доказательством того, что американцы летали на спутник Земли, служит именно отсутствие всякой критики в адрес США в советской прессе. Между нашими странами тогда было жесткое противостояние и соревнование: представьте, если бы американцы обманули весь мир, разве бы СССР промолчал? Сомневающиеся часто задают вопрос: «А как же быть с развевающимся американским флагом, который установили астронавты? На Луне же нет ветра!». Так вот, друзья. В один из моих выходов в открытый космос я тряхнул леер – «веревку», прикрепленную к МКС и используемую для выхода, так она до сих пор развевается. Но там же нет ветра, скажете вы!!! А на Луне гравитация 1/6 земной, вот флаг и веял. Высадка на Луну велась в прямой телевизионной трансляции. Радиолокационные станции видели, как американский корабль прилунился. Нет сомнений, что они там были. Кстати, в музее НАСА находится почти полтонны лунного грунта, доставленного пилотируемыми космическими кораблями «Аполлон».
Комментарии (0)