Когда Барбара Стрейзанд рассказала журналу Variety, что клонировала свою собаку за 50 000 долларов, многие впервые узнали, что копирование домашних любимцев и других животных — это реально. Да-да, вы не ошиблись: вы можете заплатить за клонирование собаки, лошади или любимого бычка и получить живую копию через пару месяцев. История, от которой у меня до сих пор мурашки по коже, пойдет про Монни Маст, фотографа из Мичигана, которая оплатила клонирование Билли Бина, лабрадора-ретривера, принадлежавшего ее старшей дочери Мие.
10 лет назад Мия покончила жизнь самоубийством. Для Маст клонирование пожилой собаки означает сохранить воспоминание о живой дочери, «защитить» ее.
В процессе клонирования Маст получала обновления, включая сонограммы растущего щенка. Хронология была полна странных совпадений. Ветеринары зарегистрировали сердцебиение клона в день рождения Мии, 11 октября. Щенок родился в ноябре, в том же месяце, в который Мия себя убила.
«Это знак. Для меня это знак, что Мия участвует в этом всем и все знает», сказала Маст.
В этот момент в голове должны зазвенеть тревожные колокольцы. Маст не просто клонирует домашнее животное. Она пытается сохранить потерянного ребенка. Этот сценарий пугает близостью к реальному клонированию человека, в котором убитый горем родитель пытается заменить свою драгоценную дочь, рано ушедшую из жизни.
Итак, стоит ли нам начинать переживать о клонировании человека? Хосе Чибелли, который изучает клонирование животных в Мичиганском университете, считает, что да. Уверенное «да».
Далее — рассказ журналиста MIT Technology Review.
Узнать и содрогнуться
Я встретил Чибелли 15 лет назад, на пике шумихи о клонировании. Тогда казалось возможным создать копию человека в любой момент. Были громкие заявления от итальянского врача по имени Антинори, который якобы пытался это осуществить, и культ НЛО — Раэлян — которые якобы создали компанию по клонированию людей Clonaid. СМИ не различали пранк и реальность, поэтому в общественное сознание просочилась история о создании клонированного младенца по имени Ева. В 2002 году Национальные академии выпустили экстренный доклад на эту тему.
Но клонирования людей никогда не происходило. Причина очевидна в ретроспективе. В основу процедуры клонирования, подобной той, которая использовалась для создания овечки Долли в 1996 году, ученые взяли взрослую клетку и внедрили ее в яйцеклетку, связанную с ее собственной ДНК. В результате появляется клон-эмбрион.
Но этот процесс крайне неэффективен. Среди множества животных только один из сотни клонированных эмбрионов сможет выжить. Некоторые эмбрионы умирают еще на блюде ЭКО. Другие прекращают существовать в утробе. Из тех, которые смогли родиться, многие погибают от отклонений.
Вы бы «содрогнулись», узнав, что может произойти, если людей будут клонировать современными методами, писали в статье в New York Times в 2001 году.
Тем не менее клонирование крупного рогатого скота и домашних собак продвигается полным ходом. Потому что яйцеклетку можно собирать в достаточно больших количествах, чтобы компании могли справиться с внутренней неэффективностью технологии. Неудачные клоны — это просто расходы бизнеса.
Сегодня проблемы клонирования изучены намного лучше, чем тогда. Чтобы клетка кожи была клеткой кожи, ей не нужен полный набор генов. Поэтому многих просто недостает. Причина того, что клонирование вообще работает, состоит в том, что яйцеклетка обладает поразительной способностью возвращать гены обратно в процессе перепрограммирования. Но у яйцеклетки есть только несколько часов на это, а некоторые гены сопротивляются.
Именно эти сопротивляющиеся гены, которые заблокированы и не могут сыграть свою роль в развитии эмбриона, как полагают, «несут ответственность за кончину клонов», говорит Чибелли.
Как изменилось клонирование за двадцать лет?
Чибелли отмечает работу Йи Чжана, биолога стволовых клеток в Бостонской детской больнице. Он говорит, что Чжан подобрал химические вещества, которые при добавлении в яйцеклетку помогают высвободить заблокированные гены.
В руках Чжана добавление этих «модификаторов» привело к значительному улучшению клонирования — уничтожению барьеров, присутствующих во взрослых клетках. Чжан сперва опробовал их на мышах. По его словам, вместо 1% клонированных эмбрионов, которые вырастали прежде, сейчас их уже 10%.
«Прибавка в эффективности поразительная», говорит Чжан, который, конечно же, запатентовал свое открытие.
Затем Чжан опробовал этот процесс на яйцеклетках человека. В 2015 году его команда наняла четырех женщин, которые предоставили свою яйцеклетку из яичников. В них ввели клетки кожи других людей.
Без молекул, высвобождающих ген, клонированные эмбрионы не развивались правильно. С модификаторами же около четверти из них сделали это. «Мы пытались уничтожить барьеры во взрослых клетках», говорит ученый. «Итог: в противном случае бы мы потерпели неудачу».
Чтобы быть предельно ясным, Чжан не собирается делать младенцев. Его цель — клонирование эмбрионов размером с пятнышко ради их стволовых клеток. Так называемое «терапевтическое клонирование» — это способ создания мощных эмбриональных стволовых клеток, генетически идентичных клеткам взрослого человека — скажем, в качестве замещающей ткани.
Терапевтическое клонирование — вовсе не новая идея. Чибелли и сам первым опробовал его (и потерпел неудачу) пятнадцать лет назад. После неудачи ученые обратились к другим способам создания стволовых клеток посредством перепрограммирования клеток кожи в лаборатории. Внезапно, впрочем, клонирование стволовых клеток стало не таким уж и сложным. При достаточно высокой эффективности врачи могли бы использовать их для создания ткани для людей, которые в ней нуждаются, говорит Чжан. Он создал компанию NewStem, которая начала продавать клонированные стволовые клетки.
«Раньше это было теоретически возможно, но нужно было использовать много яйцеклеток, что непрактично», говорит Чжан. «Теперь, благодаря эффективности, это воплотилось в реальность».
Клоны обезьянок
Мы можем отлично клонировать человеческие эмбрионы. Стоит ли нам идти дальше и выращивать детей из этих эмбрионов? В январе 2018 года китайские ученые клонировали наших братьев из мира животных — обезьянок — впервые в истории. Картинки двух милых приматов, Чонг Чонг и Хуа Хуа, быстро разлетелись по миру.
Почему Китай преуспел там, где все остальные терпели поражение? Ответ: они использовали повышающие эффективность молекулы Чжана.
Не все проблемы, однако, были решены. Китаю удалось создать животных, начав с клеток кожи абортированного плода обезьяны. Но два других клона, сделанных из клеток взрослого животного, умерли вскоре после рождения. Почему две обезьяны погибли, никто не раскрывает. Но высока вероятность, что это связано с неполным перепрограммированием взрослых клеток.
По мнению Чжана, было бы безумно и непрактично (и незаконно) пытаться клонировать человека. Несмотря на более высокую эффективность, китайские команды использовали 63 суррогатные матери и 417 яйцеклеток, чтобы сделать два клона обезьяны. Просто представьте, сколько на это потребуется суррогатов среди людей и доноров яйцеклетки.
«Никакое общество на это не пойдет», говорит Чжан. «С другой стороны, если вы спросите меня: а можно ли повысить эффективность еще больше, я отвечу «да». Я отвечу, что в конечном итоге с технологической точки зрения клонирование человека станет возможным».
Мотивация клонирования
Создание клона человека — вопрос не только технический. Для этого нужны причина, эксперты, которые будут готовы помочь, и спонсор.
Привлечение миллиардеров может быть самой простой частью головоломки. В марте телеканал CBS показал сюжет про La Dolfina, аргентинскую команду, играющую в поло, игроки которой катаются на копиях одной и той же лошади. Предприниматель, которому пришла идея клонировать лошадь, техасский бизнесмен Алан Микер рассказал, что «богатейшие люди этой планеты обращались к нему с просьбой клонировать человека». Микер отказывался. Причина? Никто не сказал ему, зачем им понадобился клон.
Но одну причину мы знаем. Возможно, сильнейшую из всех. Когда я поговорил с фотографом Маст, она рассказала об опустошении, связанном с суицидом ее дочери.
Маст осталась собака Мии, Билли Бин, и она решила клонировать ее, когда собаки вот-вот исполнилось 14. «Я боялась, что все приведет к тому, что я забуду Мию, что я готова ее забыть», говорит Маст. «Я подумала о том, что вот-вот потеряю собаку, и совершенно отчаялась. И тут меня осенило: о, мой Бог, я ее клонирую! Я была в отчаянии».
Маст обратилась к ветеринару, который взял образец кожи собаки, и отправила ее в компанию PerPETuate. За 1300 долларов PerPETuate подготовила серию клеток из кожи собаки и сохранила клетки в жидком азоте для дальнейшего клонирования. Эта услуга, по сути, недорогой способ сохранить ДНК животного на случай, если вы решитесь выложить 50 000 долларов за клонирование. Основатель PerPETuate Рон Джиллеспай говорит, что хранит замороженные ткани собак, кошек и даже льва из мексиканского зоопарка. Маст — не единственная, кто решил клонировать собаку, принадлежащую погибшему ребенку, говорит он. Однако компания не сохраняет клетки людей. Ни усопших родственников, ни кого другого.
Билли Бин и ее клон Ганни
«У нас много запросов», говорит Джиллеспай. «Я отвечаю, что мы таким не занимаемся. И когда люди давят на меня, спрашивая, где они могут это сделать, я отвечаю, что не знаю. Я просто полностью отвергаю подобное. Больше всего мы переживаем, что это может привести к клонированию людей, а люди очень плохо настроены по отношению к такому, включая меня».
Клетки Билли Бина отправились в ViaGen Pets, техасскую компанию, которая предоставляет услуги клонирования. В сентябре 2017 года Маст узнала, что клонированные эмбрионы Билли Бина были переведены в суррогатную собаку. Через два месяца она выбрала нового щенка. У собаки «была настоящая душа и все, что было у моей дочери — веселье, дружелюбие, доброта, людей к ней так и тянуло», говорит она. «Я чувствую, что осталась тактильная связь, не только духовная».
И я, наконец, спросил Маст: клонировала бы она Мию, если бы выпал шанс?
Она сказала, что не может ответить на этот вопрос. «Когда у тебя умирает ребенок, тебя выбивает из колеи. Ты не можешь принять рациональное решение».
Фактически она признает, что люди решили, что она «перешла черту», когда решила клонировать собаку. «Это была отчаянная попытка с моей стороны. Мои другие дочери решили, что я спятила. Но это сработало».
Комментарии (0)