В прошлом месяце научное сообщество потрясла новость об утечке информации о новом «невозможном» электромагнитном двигателе EM Drive
В этом докладе сообщалось, что «невозможный» двигатель действительно может работать и создавать тягу в вакууме. Однако на этом дело не остановилось. Исследователи из Китая сообщают, что они уже проводят испытания спорного двигателя на околоземной орбите и рассматривают возможность в ближайшее время начать использование EM Drive в качестве основы для своих спутников.
Учтите, все, что будет написано ниже, основано лишь на заявлениях, сделанных на пресс-конференции китайской стороной, а также на основе статьи, опубликованной одной из государственных газет Китая (источник трудно назвать сверхнадежным). В общем, пока не будут опубликованы результаты сторонних исследований и проверок, мы пока не можем сказать с уверенностью, смогли ли на самом деле китайские исследователи протестировать двигатель в условиях космоса, не говоря уже о результатах этой проверки.
И все же следует отметить, что та информация, которую предоставила Китайская академия космических технологий (CAST), соответствует той информации, которая была предоставлена ранее изданию IB Times анонимным источником. Согласно этой информации, Китай уже владеет двигателем EM Drive и в настоящий момент он находится на борту «китайского аналога» МКС, космической лаборатории «Тяньгун-2».
Если верить более ранним сообщениям, китайские исследователи по крайней мере построили EM Drive и занимались его изучением более пяти лет. Однако результатов этих исследований не было опубликовано до сих пор. Что касается недавней пресс-конференции, на ней представители CAST заявили, что EM Drive способен генерировать уровень тяги, аналогичный прототипу, созданному в аэрокосмическом агентстве NASA.
«Национальные лаборатории в течение последних лет провели серию долгосрочных и повторяющихся испытаний EM Drive. Аэрокосмическое агентство NASA опубликовало результаты испытаний, подтверждающих работоспособность данной технологии», — заявил Чен Йе, глава отдела технологий спутниковых коммуникаций в CAST.
«Мы успешно разработали несколько технологических спецификаций прототипа, а также необходимую платформу для его испытания на микроуровне. Кроме того, в течение нескольких лет проводили повторяющиеся эксперименты на вопрос общей пригодности данной технологии и ее возможности создавать тягу».
Чен также заявил, что CAST провела испытания EM Drive, чтобы проверить, способен ли этот двигатель работать в условиях космоса. Ведь если концепт докажет свою жизнепригодность, то это может стать огромным шагом вперед в отношении отказа от традиционных двигателей. Напомним, что устройство двигателя состоит из магнетрона, генерирующего микроволны, и резонатора, накапливающего энергию их колебаний. По словам инженеров, такая конструкция позволяет преобразовывать излучение в тягу. При этом силовые установки на базе EM Drive смогут существенно повысить наши возможности к полетам в дальний космос. Например, к тому же Марсу мы смогли бы добираться всего за 72 дня, а не за 150-300.
Все это, конечно же, замечательно звучит в теории и на бумаге, однако проблема заключается в том, что современная физика не может объяснить, как на самом деле EM Drive может работать. Ведь согласно третьему закону Ньютона, каждое действие должно обладать равным противодействием. То есть чтобы EM Drive создавал тягу, он должен высвобождать что-то взамен. Здесь же ничего такого нет.
И все же несколько научных команд сообщают, что двигатель они такой создали и устройство на самом деле производит некоторый уровень тяги. Опубликованный месяцем ранее доклад NASA подтверждает это: после решения ряда ошибок EM Drive действительно может создавать небольшой уровень тяги, но ученые понятия не имеют – как и почему.
Следует ли говорить, что опубликованный доклад о тяге, создаваемой механизмом, работу которого мы до конца еще не поняли, чтобы с уверенностью сказать, что EM Drive правда работает, вызвал у ведущих физиков здоровую долю скепсиса, заставив предположить, что все, что мы видим в результате тестов, является не более чем обычной ошибкой, статистической погрешностью или же в лучшем случае силой, с которой нам не приходилось встречаться ранее.
Пока не будет результатов сторонних проверок и испытаний, не следует принимать все за чистую монету. Тем не менее результаты получились настолько интригующие, что физики в настоящий момент ищут способ их проверить самостоятельно. В конечном итоге если Китай на самом деле построил, провел успешные испытания EM Drive и будет готов предоставить твердые доказательства своим заявлениям, то это значит, что эта страна уже смогла обогнать всех, кто так или иначе пытался доказать работоспособность этого двигателя.
На своей пресс-конференции команда ученых также кратко поделилась теми проблемами и вопросами, которые по-прежнему остались нерешенными и требуют ответа, если кто-то захочет использовать EM Drive на постоянной основе.
Главный разработчик отдела технологий спутниковых коммуникаций в CAST Ли Фень рассказал собравшимся на мероприятии журналистам о том, что EM Drive в настоящий момент способен производить всего несколько миллиньютонов (аналогично версии от NASA) тяги и чтобы двигатель действительно можно было признать функциональным, необходимо приблизиться к цифре 100 миллиньютонов (мН) – 1 ньютону (Н) на киловатт.
В настоящий момент команда работает над дизайном конструкции полости EM Drive и подбирает варианты расположения двигателей на космическом аппарате. Как только эта работа будет завершена, EM Drive собираются протестировать еще раз, но уже в качестве основного двигателя одного из орбитальных спутников. Если эти испытания действительно случатся, то очень бы хотелось посмотреть на результаты и сторонний анализ.
Как бы там ни было, китайская сторона сама признает, что технология электромагнитного двигателя, несмотря ни на что, пока является концептом и до ее реального использования вместо традиционных двигателей необходимо провести колоссальную работу. Но если все получится, то мир космических путешествий ожидает долгожданная революция.
«В настоящий момент технология находится на поздних стадиях так называемой фазы подтверждения работоспособности. Наша ключевая задача заключается в том, чтобы сделать ее доступной для использования при производстве спутников как можно скорее», — добавил Ли Фень, выступая на пресс-конференции.
«Несмотря на то, что это очень трудная задача, мы уверены, что сможем справиться с ней».
Комментарии (0)