В октябре аукционный дом «Кристис» впервые выставит в продажу произведения искусства, созданные искусственным интеллектом. Машинное обучение все глубже проникает в культуру, поэтому юристы начинают задаваться вопросом: кому принадлежат авторские права на созданные алгоритмами произведения, и то получит деньги за продажу?
Чтобы хотя бы попытаться дать ответ на этот вопрос, нужно разобраться, как именно искусственный интеллект создает свои произведения. Для этого используются генеративно-состязательные нейросети, состоящие из двух частей. Одна нейросеть изучает множество реальных произведений и пытается создать собственное. Вторая нейросеть оценивает результаты первой до тех пор, пока она не создаст нечто похожее на реальную картину, фотографию, музыку или другое человеческое творение.
Картина «GCHQ» художника Мемо Актена, проданная за $8000
Помощница главы юридической фирмы Cyberlaw Clinic по вопросам связанных с Интернетом Джессика Фьелд считает, что искусственный интеллект — это просто инструмент в руках художника.
Люди глубоко вовлечены в каждый аспект создания и обучения искусственного интеллекта, и это будет продолжаться и завтра, и в обозримом будущем».
Исходя из этого возникает другой вопрос: кто из людей, участвующих в обучении нейросетей, получает права на результаты работы? Этот человек, по мнению Джессики и ее коллег, должен быть автором всех элементов, используемых на каждом этапе создания ИИ. В этот перечень входят: наборы для обучения, алгоритм обучения, готовый алгоритм и, наконец, конечное произведение.
Имея настолько широкий спектр прав, автор может продать не только само произведение, но и создавший его алгоритм. Такое предложение может быть интересно коллекционерам, которые впоследствии смогут создать другие уникальные творения.
Картина «Electric Fan» художника Тома Уайта
Иногда авторы ИИ используют не бесплатные наборы обучения вроде ImageNet, SoundNet и Google Art, а контент, защищенный авторским правом.Такой подход к разработке может стать причиной судебного разбирательства.
Я не в курсе подобных судебных процессов по авторскому праву, но я думаю, что они когда-нибудь начнут возникать.
Таким образом у художников, использующих в работе искусственный интеллект, не должно возникать проблем пока они не нарушают чужие авторские права. В будущем искусственный интеллект может в корне изменить искусство так, как в свое время изобретение фотографии изменило живопись. Куратор выставки Gradient Descent Картик Кальянараман считает, что нейросети способны создать новые формы искусства.
Как вы считаете, насколько сильно повлияют нейросети на искусство будущего? Свои предположения можно написать
Комментарии (0)