Наши ухмылки не такие простые, как может показаться. Есть много разных способов улыбаться — и некоторые из них скрываются не только счастливые эмоции. В 1924 году студент-садист Карни Лэндис загнал в комнату в Университете Миннесоты других студентов, учителей и пациентов психологов — включая 13-летнего мальчика. Расхаживая между своих жертв с ножом, он озвучивал свои инструкции. Обезглавливание готово было начаться. Чтобы успокоить своих подопечных, он переоделся, спрятал лабораторное оборудование, накинул ткань на окна и повесил картины на стенах. Лэндис хотел знать, всегда ли определенные переживания, такие как боль или шок, вызывают одни и те же выражения лица. И чтобы узнать, он хотел их вызвать. Он усадил своих жертв, а затем нарисовал линии у них на лицах, чтобы получше разглядеть их гримасы.
В течение трех часов он неоднократно их фотографировал, подвергая людей неприятным и странным подколкам, размещая фейерверки у них под стульями, пропуская через их руки ток. Кульминация наступила, когда он взял живую белую крысу и попросил отрезать ей голову мясницким ножом.
Способы Лэндиса были, конечно, неэтичными, но он открыл кое-что неприятное для себя. Даже во время самых жестоких пыток самой распространенной реакцией были не слезы и не гнев — а улыбка. Он записал: «Пока эксперимент продолжался, я не видел никаких эмоций, кроме улыбки, которая присутствовала на достаточном количестве фотографий, чтобы ее можно было считать типичной для любой ситуации».
Что это было?
Давайте вернемся в 2017 год. Сегодня улыбки окружают нас повсюду — в виде смайликов, магнитов на холодильниках, рекламных объявлений и даже благонамеренных незнакомцев. Те, кто часто улыбается, считаются более симпатичными, компетентными, доступными, дружелюбными и привлекательными.
Но правда гораздо более зловещая. Из 19 различных типов улыбки только 6 связаны с действительно хорошим. Остальные случаются, когда нам больно, неудобно, страшно, грустно или когда мы смущены. Улыбка может означать презрение, гнев или недоверие, ложь или утрату.
Хотя наши искренние, счастливые улыбки существуют в качестве награды за то, что мы сделали что-то полезное для своего существования, несчастливые улыбки в меньшей степени относятся к тому, что вы переживаете внутри, и в большей — что вы хотите сигнализировать другим. «Некоторые улыбки эволюционировали сигнализировать, что мы сотрудничаем и не угрожаем; другие эволюционировали, чтобы дать людям знать, без агрессии, что мы превосходим их в текущем положении», говорит Паула Ниденталь, психолог Университета Висконсин-Мэдисон.
Многие из них — вежливые жесты, которые демонстрируют, что мы следуем правилам. Но они также могут быть эффективным способом манипулирования другими людьми или отвлечения их от наших истинных чувств. Чаще всего этот универсальный символ счастья используется как маска.
Улыбка Дюшена
Первые шаги к расшифровке этого многоцелевого выражения проделал невролог 19 века Дюшен де Булонь. Он был сыном французского пирата и имел склонность бить своих пациентов током — и, среди прочего, стал основателем электротерапии. Дюшена интересовала механика выражений лица, включая и то, как мышцы лица сокращаются, выдавая улыбку. Лучший способ исследовать это, решил он, это прикрепить электроды к лицу человека и заставить его мускулы двигаться.
Эта процедура была настолько болезненной, что сначала Дюшен смог экспериментировать лишь на свежеотрубленных головах революционеров. Затем однажды, чисто по случайности, он встретил мужчину средних лет с нечувствительностью лица в парижской больнице — то есть нашел свою морскую свинку среди людей.
Всего Дюшен обнаружил 60 выражений лица, каждое из которых включало собственную группу лицевых мышц, и изобразил их в серии ужасных фотографий. На самой известной из них лицо несчастного человека искажено широкой беззубой улыбкой. Он выглядит довольным идиотом, его щеки приподняты, а вокруг глаз гусиные лапки.
Эта улыбка стала известна как «улыбка Дюшена» и стала ассоциироваться с подлинными чувствами радости и легкомысленного счастья. Эта улыбка длинная и напряженная, хотя и связана с сокращением всего двух мышц. Сначала большая скуловая мышцы, которая находится в щеке, стягивает уголки рта, а затем круговая мышца глаза, которая окружает глаз, приводит к характерным подмигиваниям.
Но вот в чем загвоздка. «В некоторых местах мира восприятие подлинной улыбки, похоже, не зависит от присутствия гусиных лапок возле глаз», говорит Ниденталь.
Что подводит нас к вопросу, который уже более века ставит ученых в тупик, от Дарвина до Фрейда: являются ли наши выражения инстинктивными и универсальными, либо же зависят от культуры, в которой мы родились?
Улыбка испуга
Одна из подсказок приходит от наших ближайших родственников. Хотя улыбка Дюшена может показаться сегодня самой естественной, некоторые ученые полагают, что она, возможно, произошла из выражения с совершенно другим смыслом. «Когда шимпанзе-бонобо боятся, они обнажают свои зубы и отводят свои губы назад, чтобы обнажить десна», говорит Занна Клей, приматолог Бирмингемского университета.
Улыбка с едва выглядывающими зубами часто показывается на поздравительных открытках, но у шимпанзе это жест подчинения, используемый индивидами с низким статусом, чтобы успокоить доминирующих членов группы. Клей приводит в пример популярное видео, на котором шимпанзе крадет камень. «Она ворует камень, а затем демонстрирует большую, нахальную улыбку. Кажется, будто она смеется, но она, скорее всего, нервничает», говорит Клей.
И хотя мы не склонны ассоциировать улыбку с чувством страха у людей, есть определенные намеки на то, что улыбка может быть вызвана именно чувством испуга. У младенцев широкая улыбка может означать, что они счастливы или обеспокоены, и исследования показали, что мужчины склонны больше улыбаться среди тех, кого считают с более высоким статусом.
Дарвин считал, что выражения лица инстинктивны, изначально развиты, чтобы служить практическим функциям. Например, удивленно приподнятые брови увеличивают поле зрения, что, возможно, помогало нашим предкам вовремя обнаруживать засаду хищников. У шимпанзе испуганная улыбка показывает, что зубы крепко сходятся между собой, словно чтобы показать, что они не собираются никого кусать.
Чтобы доказать свою точку зрения, Дарвин провел эксперимент в своем доме в Дауне, тихой деревушке недалеко от Лондона. Он взял 11 фотографий Дюшена — они регулярно переписывались — и попросил 20 своих гостей угадать, какие эмоции они представляют. Они единодушно определили счастье, страх, печаль и удивление, среди прочих, и Дарвин пришел к выводу, что эти выражения универсальны.
Грустная улыбка
Теперь мы знаем, что улыбка действительно инстинктивна, но не только когда мы счастливы. «Грустная улыбка» — это стоическое выражение мученической улыбки — легкой, асимметричной улыбки с выражением глубокой грусти поверх нее.
С тех пор как Лэндис провел свое классическое исследование, психологи нашли эту красноречивую улыбку на лицах тех, кто смотрит грустные фильмы — их снимали скрытой камерой — и среди пациентов с депрессией. Это социально приемлемый способ показать, что вам грустно или больно.
В течение десятилетий психологи считали, что эта противоречивая привычка была нами разучена, но в 2009 году команда ученых из Университета Сан-Франциско обнаружила откровенные указания на то, что нет, такая улыбка запрограммирована в нашей ДНК.
Проанализировав более 4800 фотографий спортсменов, участвовавших в летних Олимпийских играх в Афинах, они обнаружили, что серебряные призеры, проигравшие свои финальные матчи, обычно выдавали именно такие улыбки, даже если были слепыми от рождения.
Подавляемая улыбка
Однако все еще сложнее. Оказалось, искренняя, счастливая улыбка не всегда приветствовалась так, как сегодня. Еще в Европе 17 века открытая демонстрация эмоций считалась моветоном. Только бедные улыбались, демонстрируя свои зубы. «Революция улыбки», наконец, началась более века спустя в Париже, ее начали французские дворяне, которые так хорошо проводили время в недавно открытых кофейнях, что снова вернули улыбку в моду.
Во многих частях мира эта смена этикета никогда не происходила. Русская поговорка гласит: смех без причины — признак дурачины, а правительственная листовка о работе в Норвегии предупреждает, что вы пробыли в стране слишком долго, если считаете, что улыбающиеся незнакомцы пьяны, безумны или американцы.
Подавляемая улыбка — это способ контролировать автоматическую, счастливую улыбку, который нам доступен потому, что некоторые мышцы легче подавить, чем другие. «Щеки будут подняты, но уголки рта будут тянуться вниз, а губы будут прижаты, будто «я не должен улыбаться», говорит Зара Амбадара, когнитивный психолог из Университета Питтсбурга.
Считается, что это объясняет, почему в Японии, где этикетом установлено, что эмоции нужно подавлять на публике, больше внимания уделяется улыбке глазами. Доведенная до предела, такая улыбка из превращается в ^_^.
Смущенная улыбка
«Смущенная улыбка» похожа на предыдущую, но их легко различить — если не по покрасневшим щекам, то по неудобной ситуации, в которой она появляется. Другой красноречивый признак — смещение головы немного вниз и влево.
Оценочная улыбка
Представьте ситуацию: вы стоите в очереди 10 минут только затем, чтобы вам сказали, что вам нужно на другой этаж. Или когда вам говорят «спасибо, мы вам перезвоним». Эта проходная улыбка направлена на то, чтобы оторваться от плохих новостей.
Она появляется внезапно, нижняя губа немного поднимается и еще иногда сопровождается наклоном головы вниз и в сторону. Пожалуй, это самая раздражающая улыбка, потому что адресант улыбки отвечает на нее взаимностью.
Такие улыбки используются в качестве извинения или провокации согласия, на которое обычно отвечают понятливым «ааа» или «ммм» и кивают головой, в надежде заслужить еще немного внимания.
Презрительная улыбка
Еще одно сложное выражение — это улыбка презрения. Она представляет собой смесь отвращения и обиды и поразительно похожа на улыбку истинного восторга, только уголки губ кажутся натянутыми.
В культуре Восточной Азии, которая слабо сосредоточена на потребностях человека, негативные эмоции часто прячут под улыбкой, чтобы поддерживать социальную гармонию. «В Индонезии, откуда я родом, гнев обычно не считается социально приемлемым. Люди часто улыбаются, когда злятся», говорит Амбадар.
Улыбка злорадства
Ухмылка schadenfreude, что переводится как «злорадство», это восторженная реакция на чужое несчастье.
По понятным причинам, эта эмоция лучше всего скрывается от других. Но не всем это дается легко. «Если люди одиноки и чувствуют себя обделенными, они обычно выражают чувства злорадства улыбкой или смехом Дюшена», говорит Дженнифер Хофманн, психолог Университета Цюриха.
Когда мы знаем, что кто-то смотрит, лучшее, что мы можем сделать, это замаскировать это выражение гневом, тем самым выдав неподвижную, жуткую усмешку, которая стала главным продуктом киношных злодеев.
Это смешанное выражение является лишь одной из нескольких улыбок с похожей формулой, например, радостное презрение, радостный страх и радостная грусть.
Фальшивая улыбка
Благодаря Дюшену, широко распространено мнение, что вы можете легко распознать фальшивую улыбку, если посмотрите в глаза — он считал, что глазная мышца сжимается только тогда, когда мы улыбаемся искренне. Но теперь мы знаем, что большинство людей — около 71% — могут добровольно сжимать внутреннюю часть orbicularis oculi, той самой круговой мышцы глаза.
«Нет ничего подлинно искреннего в улыбках Дюшена, и факты свидетельствуют о том, что их легко подделать», говорит Алан Фридленд, психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Многие из нас это могут. Мы привыкли вежливо лгать о наших истинных чувствах, сопровождая улыбками приветствия или когда говорим, что мы в порядке (на самом деле нет).
И на то есть много хороших причин, от выпрашивания милосердия в зале суда до сближения с кошмарными родителями своей пассии. Улыбки настолько универсальны, что в исследовании 2013 года было показано, что если вам улыбнется продавец в магазине, высок шанс, что вы оставите ему свои деньги.
Если судить по одним только выражениям лица, правдоподобность их демонстрируется, когда человек лжет. Как однажды сказал американский юморист Кин Хаббард, «если вы не видели, как ваша жена улыбается полицейскому, вы не видели ее самую красивую улыбку».
Как определить искреннюю улыбку?
Когда мы сталкиваемся с лицами в повседневной жизни, наши мозги мгновенно сравнивают их геометрию с тысячами других, которые мы встречали раньше, чтобы подобрать подходящее выражение из памяти. Далее мы оцениваем контекст — ожидаема ли улыбка? Наконец, автоматическая мимикрия лица позволяет нам поставить себя на место улыбающегося.
Ниденталь предостерегает от чрезмерного упора на контекст. «Важно отказаться от убеждения, что улыбка, которую вы видите в ситуации, которая не заставит вас улыбнуться, является ложной. Она может быть подлинной для человека в этой культуре или ситуации».
Есть и другие приметы. Сознательные улыбки могут быть слишком резкими или затянувшимися, либо быстро исчезать, либо появляться задолго до фразы, которую должны сопровождать. Уверенная улыбка — это больше, чем скошенные глаза и блестящие зубы.
Кокетливая улыбка
Ну и как закончить этот список, не вспомнив самую известную улыбку из всех — улыбку Моны Лизы. При всей таинственности классифицировать эту исчезающую улыбку будет крайне просто. Психологи десятилетиями знали, что шедевр Леонардо да Винчи кокетничает; его субъект лучезарно улыбается, глядя вдаль, а затем слегка отводит взгляд и выдает смущенную улыбку.
Комментарии (0)