Сигнал, который удалось определить с помощью космического телескопа «Кеплер», весьма вероятно, может принадлежать первой экзолуне, обнаруженной учеными за пределами нашей Солнечной системы. Он был получен Дэвидом Киппингом и его коллегами из Колумбийского университета. Однако мнения по поводу того, действительно ли этот сигнал принадлежит спутнику экзопланеты, пока остаются разделенными.
«Он (сигнал, — прим. ред) согласуется с сигналами, которые можно ожидать от спутника планеты, однако он может принадлежать и другому космическому объекту», — поделился Киппинг в интервью New Scientist.
Напомним, что космический телескоп «Кеплер» ведет поиск космических объектов путем наблюдения за изменением яркости звезд, которая может снижаться или повышаться при пересечении пути их света. Учеными были отмечены провалы в светимости, указывающие на наличие спутника у одной из планет звездной системы Kepler-1625. Четко ее разглядеть, конечно же, не представляется возможным, однако анализ данных показывает, что вероятность увидеть те же самые данные при отсутствии спутника составляла бы всего 1 к 16 000.
Если окажется, что этот объект действительно является экзолуной, то здесь можно будет также говорить и о космической аномалии, так как, по мнению ученых, размер этого объекта примерно равен размеру нашего Нептуна, и при этом он вращается вокруг экзопланеты размером с Юпитер.
Некоторые ученые с оптимизмом смотрят на это открытие.
«Если в нашей Солнечной системе имеются сотни спутников, то было бы странным, если бы в других системах их вообще не было», — отмечает Дэвид Уолтхем из Лондонского университета.
Если открытие подтвердится, то перед нами не только первая экзолуна, но и довольно большая экзолуна. Будь она маленькой, то, вероятнее всего, искажения, вызываемые ею в звездной светимости, были бы настолько незначительными, что мы, вероятнее всего, их бы и не заметили. Кстати, речь идет о звезде, расположенной примерно в 4000 световых годах от нас.
«Обнаружение первой экзолуны не может не радовать, так как эти объекты в теории могут быть еще более многочисленными, чем сами землеподобные планеты», — отмечает в статье журнала Origins of Life and Evolution of the Biosphere Хельмут Ламмер.
Повышенный интерес к такому открытию можно объяснить двумя причинами. Первая заключается в том, что «большинство подтвержденных экзопланет и кандидатов, расположенных в обитаемых зонах звезд, являются либо супер-Землями, либо газовыми гигантами». При этом подавляющее большинство в конечном итоге признаются необитаемыми из-за своего размера. Дело в том, что для обнаружения экзопланеты ее масса и размер, как указывают Кеппинг, должны быть как минимум в два раза больше того же Марса – сказывается несовершенство и ограниченность наших технологий наблюдений. В результате большинство обнаруженных планет на поверку обладают либо сильной газовой и токсичной атмосферой, либо слишком большой гравитацией, мало подходящей по крайней мере для той жизни, что нам известна. Вторая же причина заключается в том, что экзолуны, скорее всего, как и наша Луна, обладают синхронным вращением со своими планетами, то есть продолжительность суток на них может быть гораздо короче их световых лет, что делает их больше похожими на Землю и, следовательно, более подходящими для жизни.
Еще интересным это открытие делает то, что если наличие экзолуны подобного размера подтвердится, то это существенно расширит наш горизонт поиска. Мы сможем начать поиск экзолун подобного размера, существенно увеличив шансы на открытие обитаемого мира. Для подтверждения данных необходимо дождаться, когда у космического телескопа «Хаббл» выдастся возможность взглянуть на эту предполагаемую экзолуну.
Комментарии (0)